Индо-буддистский тип культурыСтраница 6
К V в. брахманы попытались систематизировать мифологию, возродить старые традиции, так возникла знаменитая тримурти, триада верховных богов индуизма: Брахма (создатель), Вишну(хранитель), Шива (разрушитель мира).
В IX в. оформляется философско-религиозное учение веданты
(ортодоксальный индуизм),
разработанное мыслителем Шанкарой. Согласно веданте, реален только Брахман (высший разум). Преодоление майи (иллюзорного представления об окружающем мире) приводит к пониманию того, что индивидуального «я» не существует. Широкое распространение – почитание Кришны – одно из аватар («нисхождений») Вишну на землю. В этот период творят великие поэты, воспевающие любовь к Кришне: Тулсидас, Сурдас, Мирабаи, Кабир, Джаядева.
В VIII–XVI вв. в Индии нарастает влияние ислама. В этой связи приобретает новое значение древний вид религиозности – бхакти. Он учит, что верующий должен посвятить себя конкретному богу, с помощью которого он может получить избавление. Теперь бхакти приобретает монотеистическую направленность. К XIII в. мусульмане устанавливают политический контроль над страной. Как результат взаимодействия индийской культуры (северного бхакти) и элементов ислама в начале XVI в. возникает религиозное учение сикхизма
, проповедующее веру в единого Бога. Основатель – гуру Нанак. Наибольшее количество сикхов – в Пенджабе.
5) Современный период
Начинается с конца XVIII в. с установления английского колониального владычества. В 1757 г. в битве при Плесси войска британской Ост-Индской компании разгромили мусульманских правителей Бенгалии. Британское господство в Индии продлилось до середины XX в. 27.01.1947 была провозглашена Республика Индия.
Воздействие западной, европейской культуры. Английский язык – официальный язык государственного управления, СМИ, высшего образования. Он является одним из государственных языков Индии, хотя им владеет лишь 2% современного населения страны. Тем не менее идет процесс формирования национальной элиты Индии, получившей европейское образование.
Важнейшие ценности индийской культуры выражены в принципах великого индийского учителя, одного из лидеров национально-освободительного движения Мохандеса Карамчанда Ганди (Махатмы) (1869–1948): приверженность истине, ненасилие (ахимса), жизнь в чистоте и довольствии малым, простоту, обращенность внутрь. Своим учителем Ганди считал Л.Н. Толстого, с которым вел переписку. Деятельность и учение Ганди и других видных деятелей, таких как Рабиндранат Тагор (1861–1941), Шри Ауробиндо Гхош (1872–1950), Сарвапалли Радхакришнан (1888–1975) повлияли на обновление индуизма.
В последнее время в мире появилось много миссионеров, использующих учение индуизма, стремясь приспособить его к образу мысли западного человека. В проповедях этих миссионеров зачастую подлинная религия жителей Индии предстает в карикатурном виде, да и сама эта деятельность служит коммерческим интересам ее организаторов. Например, «Общество сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация», Миссия Божественного света и др.
Чтобы быть настоящим индусом, нужно родиться в Индии, – гласит народная индийская мудрость. В народной религиозности современной Индии существует разнообразие ритуалов, жертвоприношений и праздников, совершающихся в святилищах и храмах, которых в Индии великое множество. В современном индуизме верят в священную силу и почитают: тысячи богов и богинь, обожествленных героев эпоса, мудрецов (риши), через которых была сообщена воля богов; души предков; полубогов и духов; животных (главным образом корову, обезьяну, кобру и птицу Гаруду, поедающую змей); реки; растения; камни. В молитвах индусов упоминаются почти все эти священные объекты. Считается, что вернее всего исполняются те молитвы, которые совершаются во время паломничества к берегам священных рек.
Изображение бога. Каноническое изображение Бога
Образы Богов в развитых религиозно-мифологических системах очень сложны по структуре и по составу вплетенных в них элементов, но многие из них глубоко уходят корнями в первобытность. В мифологии народов, не достигших стадии зарождения кла ...
Влияние исламской цивилизации
Общее воздействие ислама на политику, социальную структуру, право, этику, искусство, литературу являлось столь значительным, что позволяет говорить об исламе не просто как одном из элементов Восточной цивилизации, а как ее определяющем фа ...
Ренато Гуттузо
Ренато Гуттузо (1912-1987), итальянский художник, представитель итальянского неореализма. Родился в Багерии под Палермо 2 января 1912 в семье землемера и сельского администратора. В школьные годы посещал курсы рисования, которые вел футур ...