Индо-буддистский тип культурыСтраница 4
1) О страдании.
2) Причина страдания – желания.
3) Прекращение желаний ведет к прекращению страданий.
4) Путь, ведущий к прекращению страданий – «восьмеричный»: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие, правильное сосредоточение.
Конечная цель пути – нирвана (санскр. – угасание, прекращение), после которой человек разрывает цепь перевоплощений и уже не рождается вновь. «Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели» (Будда). Низшее состояние нирваны – отсутствие страданий, высшее – состояние Будд («просветленных»), свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием.
Гаутама вошел в состояние транса Океанического Отражения, его сердце уподобилось безграничной поверхности мирового океана в состоянии полного штиля. В этот момент принц Гаутама исчез, и в мире появился Будда (принцу – 35 лет) – Пробужденный, Просветленный (санскритский корень buddh – ср. в русских словах «будить, пробуждаться»). После 8 дней пребывания в трансе Будда ушел в один из религиозных центров Индии – Бенарес (Варанси), где в Оленьем Парке произнес свою первую проповедь – Проповедь о Повороте Колеса Учения. Кроме пяти аскетов, (ранее с презрением покинувшие Гаутаму, который однажды прервал истощение, приняв из рук девушки рисовую кашу на молоке), еще две газели, изображения которых по обе стороны восьмирадиусного «Колеса учения» (восемь спиц – восемь этапов буддийского Благородного Пути) стали символом буддизма и буддистской проповеди. Эти изображения украшают крыши буддистских храмов, в том числе и санкт-петербургского дацана. Наконец, Будда ушел в окончательную нирвану в 80 лет: в местечке Кушинагара (ныне Непал) на берегу реки Найранджани недалеко от Бенареса. Своим ученикам он завещал надеяться только на собственные силы, «быть светильниками самим себе». Подложив правую руку под голову, он погрузился в созерцание и умер. Ученики кремировали его тело. Цари соседних государств простили дать им частицы праха, позднее эти частицы были помещены в ступы – особые культовые постройки конусовидной формы.
«Три драгоценности» буддизма:
– Будда,
– Дхарма – его учение,
– Сангха – община его последователей, монашеская община.
Последователи Будды разработали учение о мире, где онтологически объяснялась суть страданий в нашем мире и нирваны в случае избавления от них. Все дело в элементах мира – дхармах: колебания дхарм приводят к появлению майи – видимости существования мира и человеческой личности. Прекращение колебания дхарм избавляет человека от страданий и вводит его в нирвану, которую точнее сравнивать с небытием, чем, как обычно принято, с непрекращающимся блаженством. Нирвана – это не рай, это даже не блаженство, это скорее небытие, ничто. В первых буддистских трактатах говорится о страданиях, заповедях, как жить в этом мире согласно буддийской этике, но не о Боге. Затем стали происходить изменения. Со временем Будда начинает приобретать характер бога, затем он входит в ведический пантеон наряду с другими богами – Вишну, Шивой т.д. Так религиозное чувство индусов не могло смириться с безбожием – и превратило буддизм в религию.
Упанишады. Общая характеристика текстов
Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершают ведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических философских систем в древней Индии.
Самые древние и автори ...
Христианские образы и мотивы в сагах
Из вышеприведенных разделов можно было увидеть, что в представлениях о мире древних ирландцев достаточно ярко проявляются специфические черты кельтской цивилизации. При первом приближении к их рассмотрению возникает ощущение того, что они ...
Влияние исламской цивилизации
Общее воздействие ислама на политику, социальную структуру, право, этику, искусство, литературу являлось столь значительным, что позволяет говорить об исламе не просто как одном из элементов Восточной цивилизации, а как ее определяющем фа ...