Индо-буддистский тип культурыСтраница 1
1) Период ранних цивилизаций (около 2,5 тыс. лет до Р.Х. – 1,5 тыс. лет до Р.Х.).
Хараппская земледельческая цивилизация сложилась к сер. 3 тыс. до Р.Х. в бассейне реки Инд и Пятиречьи (Пенджабе) на северо-западе Индостана – субконтинента Южной Азии, ограниченного рекой Инд на западе, рекой Ганг с притоком Брахмапутрой – на востоке и Гималаями – на севере. С юга к полуострову Индостан примыкает остров Шри-Ланка. По уровню развития протоиндийская цивилизация была сравнима с древнеегипетской. В XX веке в долине Инда и в районе Пенджаба археологами было открыто несколько десятков городов, крупнейшие из которых Хараппа и Мохенджо-Даро, насчитывавшие до 100 тысяч жителей; были водопровод, канализация; 2–3-х комнатные квартиры. Города, скорее, были объединены, в государство, имевшее связи с Шумером и древним Египтом. Письменность хараппской цивилизации до сих пор не расшифрована. Обнаружены статуэтки и личные печати.
Религиозные представления протоиндусов восходят к неолиту: существовали культы божеств плодородия: Богини-Матери (олицетворяла землю) и ее супруга, «рогатого быка» (олицетворял небо, оплодотоворяющее землю дождем). «Рогатый бог» Хараппы изображался в виде буйвола или человека в головном уборе с рогами, сидящим в «йогической» позе со скрещенными ногами в окружении зверей. В земледельческой цивилизации Хараппы почиталось все, что связано с размножением: в частности, фаллос, практиковались оргиастические эротизированные формы культа с экстатическими плясками, возможно, практиковались человеческие жертвоприношения. Эти протоиндийские представления сохранились в шиваизме: «владыка йоги» Шива наследовал черты бога-буйвола Хараппы, а его супруга – Богини-Матери.
Сер. 2 тыс. до Р.Х. в Индостан приходят индоевропейские племена скотоводов-кочевников, которые занимают Пенджаб. Себя пришельцы именовали ариями («благородные»), а туземцев – дасами («рабами») и темнокожими демонами. Арии разрушили остатки хараппской цивилизации и, ведя войны с местными земледельцами и дикарями, стали продвигаться на восток и юг индийского субконтинента. Возникает смешение религиозных систем. Начинается новый этап культуры Индии.
2) Ведийский период (ок. 1500–500 гг. до Р.Х.).
Веды («священное знание») – священные писания индоариев. Веды первоначально бытовали в устной форме и именовались шрути («услышанное»), а со временем – смрити («записанное»). Веды представлены стихотворными формулами – мантрами, которые заучивались наизусть и декламировались с целью поддержания порядка и уравновешенности Вселенной.
К X веку до н.э. складываются Сборники священных текстов:
– Ригведа
, которая разделена на 10 книг-мандал («циклов») и содержит 1028 гимнов, обращенных к разным богам – Индре, Агни, Варуне, Вишну, Соме и др. В Ригведе Вселенная описывается как тело огромного космического существа Пуруши (букв. «человек»). Он был принесен в жертву и из его тела был создан мир, боги и люди. Изо рта Пуруши возникли жрецы-брахманы, из его рук – раджи и кшатрии (властители и воины), из ребер – вайшья (свободные крестьяне, ремесленники и купцы), из ступеней – шудры (рабы и слуги). Эти четыре сословия (религиозно-социальных ранга) называются варнами (кастами).
Водяные
ворота с надвратной преображенской церковью
Водяные ворота находятся почти в самом центре монастырской стены, которая выходит к Сиверскому озеру. Эта часть ограды относится к старым укреплениям монастыря, возведенным в XVI веке. В 1595 году над воротами была построена церковь в чес ...
Ислам
Я умер камнем и воскрес растением,
Я умер растением и воскрес животным,
Я умер животным и стал Человеком
Чего мне страшиться ?
Разве смерть обокрала меня ?
- Халал уль-дин Руми (1207-1273)
В Коране нет последовательных упоминаний о ...
Тхеравада
О времени возникновения тхеравады (букв. на языке пали - “учение отцов”) существуют разные точки зрения. Некоторые исследователи считают, что это направление буддизма было создано наиболее фанатичными последователями Будды сразу же после ...