Индо-буддистский тип культурыСтраница 2
– Яджурведа –
содержит наставления по правильному совершению жертвоприношений.
– Самаведа
– список мелодий, особые мантры, которые пелись при совершении приношений сомы, особого священного напитка.
– Атхарававеда
– свод домашних обрядов и других аспектов народной культуры (заклинаний, магических формул, заговоров), фармакологических и медицинских рецептов.
– Брахманы
– тексты о жертвоприношениях. В них – развитие новой космологии. Изнуренный трудом и аскезой (самоограничением), Пуруша Праджапати первым породил Брахмана (Священное Слово), которое стало ему основой. Брахман стал основой мироздания. Затем Праджапати из себя самого создал богов и вселенную. Ведийские боги – проявление Брахмана.
Задача жрецов-брахманов
– в постоянном воссоздании и новом жертвоприношении этого космического тела (Пуруши) и обеспечении доступа человека к двум основным космическим субстанциям: Агни (огню), поддерживающему жизнь, и Соме (растению, дающему видение высшего мира). Варна брахманов призвана воспроизводить звучание вечного священного текста Вед и поддерживать существование мира посредством жертвоприношений. Совершая «внутреннее жертвоприношение», брахман должен был воспроизводить космогонический миф, отождествляя себя с Праджапати. Возникает понятие Атман
– на санскрите буквально – «сам себя». Атман – это самость, или сущность всех вещей и явления мира, прежде всего «я» человека. Но поскольку сущность мира есть Праджапати-Брахман, то и Атман всего есть Брахман. Во время ритуала жрец-брахман приводил свой Атман в единство с универсальным Атманом-Брахманом, обретая, таким образом, свое истинное «Я», свою божественную сущность.
– Араньяки
(«лесные») – тексты для отшельников (муни).
13 ведийских Упанишад (от глагола – «сидеть около») были созданы с VII по III век до Р.Х. Вместе с «Араньяками» Упанишады составляют Веданту – «завершение вед». Тайное знание Упанишад сводится – к утверждениям: «все есть Брахман, а Брахман есть Атман», «мой Атман в моем сердце, это – Брахман. В него войду я, уйдя из этого мира». Раскрытию этих формул и посвящены упанишады. Их авторы стремятся передать пережитый ими опыт своего единства с Атманом-Брахманом, к которому они пришли через интуитивное озарение. Упанишады передают этот опыт посредством поучений, парадоксов, образов, рассказов, диалогов.
Авторы Упанишад пришли к выводу, что поскольку все люди суть единый Пуруша-Атман, то никто на самом деле не рождается и не умирает – это все один и тот же Атман-Брахман меняет тела. Большинство людей, не познавшие божественность своей природы, после смерти идут «путем предков» – вновь рождаются на свет. То, какое перерождение ожидает человека, зависит от его прижизненной кармы (деяний). За беззакония человека ожидает дурное перерождение шудрой, женщиной, животным. Если же человек соблюдал религиозный закон, жил согласно внутрикастовым предписаниям, совершал жертвоприношения, то воздаянием ему будет благое перерождение в теле брахмана, кшатрия или вайшьи. Рождение брахманом – наилучшее, потому что дает возможность стать лесным отшельником, познать свое единство с Атманом и через это самопознание достичь спасения от безначальной и бесконечной сансары («блуждания» по телам). Выход из круговорота рождений и смертей называется мокшей («освобождение») или нирваной («угасанием», «успокоением», «безмятежностью»). Подвижники, достигшие мокши, после смерти идут «путем богов» – они воссоединяются с бессмертным Брахманом и больше не родятся в теле, которое столь тщательно умерщвляли при жизни.
Теологический анализ
Для первых читателей книги Откровение, данный текст нес ободрение, что Бог слышит вопли мучеников. Ведь когда Иоанн писал книгу Откровение, римская армия продолжала опустошать Иудею до 135г.н.э., а это являлось исполнение суда а ответ на ...
Традиционные мировые религии. Православие
Православие - одна из традиционных мировых религий, которая насчитывает многовековую историю (около 2 тыс. лет).
Русская культура, русская государственность была построена на православии при активном участии Церкви.
В настоящее время пр ...
Покровители и защитники дома
Домовой
Жители русских, белорусских и восточноукраинских деревень до сих пор верят в то, что каждый дом и каждая семья имеет домашнего духа-домового-хозяина и покровителя, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и пло ...