Индо-буддистский тип культурыСтраница 3
К VI в. до Р.Х. формируется йога как особая методика тренировки воли, тела и сознания, имеющая конечной целью достижение нирваны. Йогу нельзя рассматривать в отрыве от индуистской религиозной традиции. Это не оздоровительная практика, а особая методика, имеющая одну цель – освободить Дух, Атман от привязанности к телесному существованию и отделить Его от обычных проявлений психической деятельности, от эмоций и мышления. Йогу называют «искусством смерти». Высшее достижение йогина – культивирование особого состояния сознания, более глубокого, чем сон без сновидений, в котором только и доступно мистическое переживание тождественности собственного «я» универсальному «Я» Атмана-Брахмана.
Оформление учения упанишад о сансаре-мокше и практики йоги пошатнуло духовную монополию брахманов. Знатоками и учителями становились люди, происходившие из сословия кшатриев (воинов), даже женщины.
3) Эпический период (400 г. до Р.Х. – 800 г. по Р.Х.).
Расцвет классической индийской цивилизации. Создается древнеиндийский эпос – «Махабхарата» («Великое сказание о потомках Бхараты») и «Рамаяна» («Деяния Рамы»). Частью «Махабхараты» является «Бхагавадгита», одна из самых любимых священных книг индусов. Формируется традиция декламации сюжетов этих циклов, воплощения их в храмовой иконографии, театральных постановках. Санскрит становится универсальным языком индийской культуры, на нем создаются разнообразная литература, трактаты по праву, философии, этике, грамматике, астрономии, медицине, ритуалу. С санскритской культурой начинает соперничать тамильская цивилизация на юге Индии. Зарождаются классические философские школы Индии (миманса, санкхья, ньяя, вайшешика и др.). Становление буддизма.
Буддизм возник в середине 1 тыс. до Р.Х. В Индии появился в VI–V вв. до Р.Х., но наибольшего влияния достиг в правлении царя Ашоки (III в. до Р.Х.) из династии Маурьев. Буддизм возникает как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с брахманской ортодоксией и внешней ритуальностью. Буддизм отверг как брахманское учение о святости сословной системы, так и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым-архатом или буддой. Ранний буддизм был направлен против современной ему веры в богов и был, поэтому разновидностью атеизма, или «адевизмом», т.е. учением, отрицающим существование индийских богов (девá – это наименование индийских светлых богов). Будда считал, что избавление от страданий возможно без всяких богов, только человеческими усилиями.
Основатель буддизма – наследный принц Сиддхартха Гаутама (563–483 до Р.Х.) из царского рода Шакьев (Гаутама – фамильное имя, Сиддхартха – «полностью достигший цели»), которые правили небольшим государством в пригорьях Гималаев на границе Непала и Индии. Существует 5 биографий Гаутамы. Все они говорят, что в 29 лет он покинул дворец, молодую жену и сына. Судьбоносным в его жизни были несколько моментов, увиденных им: птицы выклевывают червей, похоронная процессия, прокаженный, нищий, мудрец, погруженный в созерцание. Гаутама сел в позе созерцания под баньяновое дерево (разновидность смоковницы) – священное в Индии дерево, Древо Пробуждения (бодхи), – и ему открываются 4 Благородные Истины:
Философия индуизма
Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них - даршана ("интеллектуальное, духовное видение"). Обычно дарша ...
Преанимистические теории.
С конца XIX в. начинают появляться новые точки зрения на происхождение и историю религии; они возникали на почве недовольства ограниченностью анимистической теории.
Прежде всего на сцену выступили преанимистические концепции. Сторонники ...
Особенности религиозной веры
Основа любой религии – вера в сверхъестественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Вера, по словам Евангелия, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и п ...