Истоки и особенности современных тоталитарных сектСтраница 1
«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, тёмных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе»*.
На ранних стадиях своего развития человек был ещё очень слаб. Он бал бессилен перед стихийными силами природы – грозами, бурями, наводнениями, землетрясениями, лесными пожарами… Он не мог постигнуть внутреннюю сущность вещей. У него возникла потребность объяснения тех или иных свойств окружающего мира, установление временных и причинных связей между ними, но его скудный опыт, примитивные средства анализа мира не позволяли ему проникнуть в сущность многочисленных явлений, происходящих вокруг.
Выделившись из окружающего мира, люди не имели другого способа оценить этот мир, кроме сравнения его со своим собственным миром желаний, потребностей, чувств, воли. Поэтому растениям и животным, ветру и молнии, воде и камню люди стали приписывать те же мотивы поведения, что и самим себе. Но поскольку силы человека слабее сил природы, – а люди ощущали это ежеминутно, - последние приобрели в их глазах грозный и неотвратимый вид. Произошла фетишизация природы, наделение её сверхъестественными свойствами. Так возникли первые религиозные представления.
Самые ранние формы религии, стадии её развития известны нам из археологических и этнографических материалов. Учитывая, что процесс становления человека длился 2,5-3 мил. лет, а может быть и больше, и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современная наука может с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад.
Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества вырабатывался довольно чёткий, стройный и обширный комплекс ранний религиозных представлений. Суть его сводится к тому, что мир сверхъестественных сил с его огромными потенциями и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека того времени. Всё это, вместе с другими ранними культурами, - плодородия и размножения, культа вождей, культами племенных богов – послужило основой для складывания
религиозных систем древних обществ. Но и в рамках этих систем
многие черты и признаки ранних религиозных представлений продолжали и продолжают сохраняться в трансформированной и видоизменённой форме в современных мировых религиях.
В настоящее время ранние религиозные представления служат основой многих верований.
Сами же секты существуют столько же, сколько существуют христианство, буддизм, ислам. Но в ХХ веке произошло некое качественное изменение, так как появилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первоначально он явил себя в политической ипостаси. А во второй половине ХХ века возникли секты, которые сейчас называют тоталитарными. Эти секты используют все новейшие технологии контролирования сознания, которые раньше попросту ещё не были изобретены. При новшествах, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый и тоталитарный характер, чего ранее не наблюдалось.
Предками современных тоталитарных сект, вероятно, следует считать секты мормонов и иеговистов. Это секты-долгожители, они действуют и поныне.
Важной вехой в возникновении современного религиозного мышления можно считать Всемирный Парламент Религий в Чикаго, который собрался в 1893г. Он был организован теософским обществом, основанным нашей соотечественницей Блаватской. Общество утверждало, что объединяет в себе все религии. Уже тогда в воздухе носились идеи объединения всех государств, которые воплотила после Первой мировой войны Лига Наций. Созвучной времени была и идея объединения различных религий. Для западных интеллектуалов требование единства мира порождало тенденцию к религиозной и культурной унификации. Оккультная теософская идеология и есть тот синтез, который пытались создать между религиями Востока и Запада. Он и породил ту единую оккультную систему, к которой принадлежат в той или иной степени все современные тоталитарные секты.
Мир исламской культуры
Простирающаяся на огромном пространстве земного шара от Марокко до Индонезии и Филиппин, имеющая более чем 1,5 – тысячелетнюю историю, культура исламского мира включает в себя множество региональных, национальных и этнических культур. Объ ...
Функция имени
Исследуя, какое значение придавалось имени в Ветхом завете, можно сказать, что имя выражает какую-то грань внутренней природы человека, обладающего этим именем; имя служит не только для опознания, установления личности, но также выполняет ...
Упанишады. Этические взгляды. Воззрения на физиологию и психическую
деятельность человека
Человеческое существование мыслится в упанишадах влитым в космос (нет резкой демаркации между макро- и микрокосмическими аспектами) и потому этические воззрения находятся в тесной связи с космологическими учениями. Программа должного пове ...