Роль христианства в формировании культур Запада и РоссииСтраница 1
Во многом особенности Римско-католической церкви объясняются ее историей, неотделимой от истории Западной Европы и от ценностей европейской цивилизации. После падения Западной Римской империи в конце V века церковь оказалась единственной организующей силой в Западной Европе, погрузившейся в междоусобную борьбу правителей небольших варварских государств. Папство качественно усилило свое экономическое и политическое могущество, выступило с претензиями на верховенство над светскими государями и рассматривало церковь как свое воинство.
Католическая церковь в XI — XIII веках вдохновила и отчасти возглавила так называемые крестовые походы на Восток с целью освобождения Святой Земли (Палестины) от мусульман. Средневековый католицизм отличался крайней нетерпимостью, жестоко преследуя всяческие ереси. Для борьбы с еретиками был учрежден специальный орган — инквизиция, запятнавший себя страшными преступлениями (в особенности свирепствовала инквизиция в Испании). В XV — XVI веках после открытия Нового Света католическая церковь выступала идейным вдохновителем европейской колониальной экспансии.
Вместе с тем западное Средневековье отличают страстный поиск истины, жажда подвига и бескорыстного служения Богу и людям. Поиск шел и в рамках богословия, ставившего глубокие философские вопросы и разрабатывавшего проблемы логики, и в деятельности возникших в XIII веке нищенствующих монашеских орденов — доминиканского и францисканского.
Огромную, если не центральную роль в формировании общеевропейского христианского наследия играла латынь, официальный язык Римско-католической церкви, язык писателей и философов, образованных людей и университетской молодежи. С этой точки зрения можно говорить о латинской традиции западного христианства, которую и представляет Римско-католическая церковь.
В России важнейшим событием явилось принятие князем Владимиром в 988 году византийского христианства (Крещение Руси) во многом определившего последующую судьбу России, развивавшейся с того времени в русле европейской христианской цивилизации и воспринявшей универсальный характер христианской религии.
Крещение Руси носило прогрессивный характер, явилось приобщением русского народа к великим традициям — к тысячелетней христианской, к библейской (ветхозаветной) и через Византию — к античной традиции. Уже в XI веке на Русь из " Болгарии проникают славянские переводы христианских книг, новые переводы появляются в самой Руси, и, что является самым важным, возникает оригинальная русская христианская словесность. Ее замечательные образцы — "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Киево-Печерский патерик", сочинения Кирилла Туровского. На русской земле возводятся дивные церкви и храмы, многие из которых и по сей день являются шедеврами мировой архитектуры. Это — Софийский собор в Киеве (XI в.), Софийский собор в Новгороде (XI в.), Новгородская церковь Спаса на Нередице (XII в.), Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (XII в.), церковь Покрова на Нерли под Владимиром (XII в.) и др.
Монголо-татарское нашествие XIII века и иго явились тяжелым ударом для Руси. Отразилось иго и на русской церкви. Процесс национального возрождения начался лишь в середине XIV столетия, когда Москва стала центром объединения разрозненных удельных русских княжеств. В деле объединения Руси православная церковь сыграла свою прогрессивную роль
Вероучение и обряд Ассирийской Церкви Востока. Краткая
характеристика вероучения и священных текстов. Традиционное устройство храма
Вероучение Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах ...
Институт власти далай-лам
В Тибете проживают два высших ламаистских иерарха: Далай-лама и панчен-ринпоче. Оба эти иерарха считаются воплощением буддийских божеств Амитабы и Авалокитешвары. Для того, чтобы понимать их взаимоотношения, необходимо иметь в виду, что, ...
Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии.
Философский анализ религии складывается в европейской культуре, начиная с XVII - XVIII века, он является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века наряду с теологическим и философским начинает формироваться научный п ...