Государственно-правовое регулирование религиозных процессов
Система государственно-правового регулирования религиозных процессов в республике пока еще находится в стадии формирования.
За прошедшее с 1992 года время, когда был принят Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», произошли глубокие изменения в политической и социально-экономической сферах общества, во многом предопределившие необходимость принятия нового закона, пересмотр нормативных актов с целью их конкретизации, детализации и устранения неясных и нечетких формулировок.
Если в качестве основных задач ныне действующего закона стояли высвобождение религии от уз государственной опеки и предоставление гражданам возможности свободно исповедовать веру, новый закон о религии должен устранить пробелы ныне действующего и вернуть рассматриваемому институту традиционное наименование — «свобода совести». Это имеет принципиальное значение, ибо сведение прав граждан в этой сфере исключительно к свободе вероисповедания неизбежно приводит к игнорированию или нарушению прав граждан на светское мировоззрение и свободомыслие. Ничто в содержании закона не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести, гарантированных Конституцией и вытекающих из международных договоров страны.
Закон «О свободе совести и религиозных организациях» должен определять и защищать обширный перечень прав религиозных организаций: права, которыми они пользуются в богослужебной практике; права, обеспечивающие воспроизводство религиозной деятельности; нормы, защищающие право собственности религиозных организаций; права на благотворительную и культурно-просветительскую деятельность.
Необходимо закрепить новую политику в отношениях государства и конфессий, усилить роль исполнительной власти при создании религиозных организаций и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью.
Такая позиция учитывает и международно-правовую практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля 1996 г. предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам — членам Европарламента — рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.
Внесение соответствующих поправок в действующее законодательство, исключающих всякую возможность для администрирования и ущемления прав верующих и неверующих, обеспечивающих четкое разграничение государственных и религиозных прерогатив, будет способствовать повышению уровня правового регулирования реализации свободы совести.
Ирландия и окружающий мир: их значение и соотношение в представлениях
древних ирландцев
Рассматриваемые нами в работе источники, как указывалось выше, относятся к так называемому уладскому циклу. Учитывая одновременно политические реалии описываемого периода (предполагается существование нескольких политических образований с ...
Мусульманское вероучение. Культ. Обряды
В исламе отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Аллахом. Мусульманство, в отличие от других религий, не ставит таких задач, как самосовершенствование личности, оно требует только акта безусловн ...
Апостол Павел и оправдание. Павел в историческом контексте. Павел иудей
Для того чтобы понять, как мыслил ап. Павел, нам необходимо проанализировать исторический контекст, под влиянием которого сформировались его взгляды. Как отмечает Лэдд, такая задача сложна, так как Павел принадлежал к трем мирам: иудейско ...