Динамика религиозного состава населения и современное распространение религий. Изменение религиозного состава населения мира за два последних
тысячелетияСтраница 4
Христианство ожидала на новом этапе его существования и другая, может быть, более тяжелая трагедия: в 1054 г. произошел раскол в этой тогда уже, бесспорно, самой влиятельной религии мира. Образовались две основные ветви христианства - православие и католицизм, причем православию удалось утвердиться в районах, тесно связанных в политическом и культурном отношениях с Византией, - в Русском государстве, на большей части Балканского полуострова и т. д. Остальные регионы христианского мира стали в основном католическими.
В период между 1000 и 1500 гг. продолжался процесс исламизации Ближнего Востока, в частности после завоевания турками-османами Малой Азии ее население со временем стало преимущественно мусульманским. Христианство продолжало преобладать только на острове Кипр, сохранились христианские анклавы и в некоторых других частях Османской империи (в Армении, ряде районов Сирии и Ливана, в населенных греками областях Малой Азии и т. д.).
В Южной Азии (за исключением Шри-Ланки) влияние по-прежнему делят между собой индуизм и ислам, причем позиции последнего резко усилились на востоке Бенгалии (на будущей территории Бангладеш). Широко распространяется ислам на полуострове Малакка и на многих островах Малайского архипелага (в основном на современной территории Индонезии).
На острове Шри-Ланка и в Индокитае, как и ранее, преобладает буддизм.
В Китае, Корее и Японии буддизм по-прежнему сосуществует с местными религиями, правда, в китайской провинции Синьцзян он к этому времени вытесняется исламом. Зато в Тибете буддийская религия, распространившаяся там в специфической форме ваджраяны, приобретает к середине II тысячелетия исключительное влияние.
Ислам еще более укрепляет в этот период свои позиции в Средней Азии, откуда проникает в юго-западные районы Сибири (где пока по-прежнему преобладают родоплеменные культы).
Усиливается влияние мусульманской религии к середине II тысячелетия и в Северной Африке. Из стран Магриба христианство вытесняется полностью, в Египте доля христиан в населении еще более падает. В Восточном Судане (на территории нынешней республики Судан) ислам также одерживает победу над христианством. Вместе с тем очагом христианства на северо-востоке Африки продолжает оставаться Эфиопия.
В Западном Судане внедрение ислама, начавшееся еще ранее, приобретает более интенсивные формы, хотя на большей части Черной Африки продолжают господствовать традиционные верования. Попытки христианских миссионеров проникнуть на западноафриканское побережье пока существенных результатов не приносят.
Незадолго перед 1500 г. начинается и миссионерская деятельность в недавно открытой Колумбом Америке, но за прошедшие 8 лет успехи ее пока еще очень небольшие.
Доля христиан в населении мира за прошедшую половину тысячелетия практически не изменилась, составив в 1500 г. те же 19 %. А вот удельный вес европейцев в общем числе христиан возрос наполовину и достиг 93 %. Таким образом, если в 1000 г. христианство было преимущественно европейской религией, то в 1500 г. оно фактически становится почти чисто европейской религией.
Литургия
Иерусалимского и Византийского типа
А. Иерусалимская группа.
1. Литургия Апостольских постановлений, содержащаяся во II и VIII книгах их (так называемые СА II и СА VIII).
2. Греческая литургия апостола Иакова.
3. Сирийская литургия апостола Иакова.
Б. Византийская групп ...
Православие
Одним из пяти основных направлений христианства является православие. В I тысячелетии обе ветви христианства - и восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, называли себя православными, или ортодоксальными (от гр. ...
Личность Иисуса Христа
О личности Иисуса мы можем прочитать в Евангелие. Умеренный критицизм рассматривает Евангелия как работы отдельных авторов, подготовленных по различным планам. Евангелия исследуются в свете античной биографической традиции, которая учитыв ...
