МахаянаСтраница 1
Махаяна была, согласно преданиям, основана крупным индийским богословом Нагарджуной (I в. по Р. Хр.). Термин “махаяна” буквально переводится с санскрита как “большая колесница” - аллегорическое обозначение широкого пути спасения, без обязательного вступления в сангху (монашескую общину). Таким образом, в махаяне спастись может не только монах, но и мирянин.
В отличие от тхеравады, для которой характерен пантеизм, махаяна политеистична. Если в тхераваде Сиддхартха Гаутама не бог, а человек исключительной моральной чистоты, то в махаяне он предстает как божество. Однако Сиддхартха только один из будд - будда Шакьямуни, наряду с ним признаются и сотни других будд: Адибудда (изначальный будда, творец мира), будда Амитабха (будда - создатель и властитель рая), будда Вайрочана (будда, олицетворяющий сияющий свет), будда Майтрея (будда будущего) и т. д.
Имеются в махаяне и другие объекты почитания: бодхисаттвы, архаты, пратьека-будды. Бодхисаттва (букв. на санскрите “существо, стремящееся к просветлению”) - это существо, добившееся права погружения в нирвану, но решившее остаться на какое-то время в сансаре (цепи перевоплощений), для того чтобы помогать в спасении другим живым существам. Архат (точнее, “арахат” - букв. “достойный”) - существо, прошедшее часть пути бодхисаттвы. Пратьека-будда (букв. на санскрите “независимый будда”) - индивид, достигший личного просветления, но не намеренный оказывать помощь в спасении других.
Верят махаянисты также в злых духов и прочие сверхъестественные существа.
Если высшей целью в тхераваде является личное спасение, то махаянисты стремятся к достижению состояния бодхисаттвы, чтобы иметь возможность помогать в спасении другим живым существам. Помощь бодхисаттвы является, согласно учению махаяны, более важным инструментом спасения, чем личная воля. Кроме того, в отличие от тхеравады, махаяна призывает больше полагаться на сердце и интуицию, чем на интеллект.
Обрядность в махаяне значительно сложнее, чем в тхераваде, Культ состоит в поклонении большому числу будд и бодхисаттв, произнесению разных молитв и заклинаний.
Как и тхеравада, махаяна имеет значительное число подразделений, которые называют либо сектами, либо школами. Хотя основная часть этих сект имеет китайские корни, подавляющее большинство из них в Китае не сохранилось, приобретя в то же время многочисленных приверженцев в Японии.
Все японские буддийские махаянистские секты могут быть разделены на несколько основных групп: секты группы Нара, Тэндай, амидаистские, дзэн-буддийские, Нитирэн.
Наиболее ранними буддийскими сектами в Японии являются секты группы Нара. Их было некогда шесть, однако сейчас осталось только три: Хоссо, Кэгон и Рицу.
Ранее всего (с середины VII в. по середину VIII в.) формировалась секта Хоссо. Прототипом ее была основанная в VII в. в Китае секта Фасян (санскр. название - Дхармалаксане). Учение секты носит субъективно-идеалистический характер, в нем утверждается, что все вещи и явления не имеют реальной природы, а существуют только в сознании человека.
Секта Кэгон возникла в Японии в первой половине VIII в., причем ее прообразом стала китайская секта Хуаянь (санскр. Аватамсака - по названию одной из сутр2), сформировавшаяся во второй половине VII в. и приобретшая в двух следующих столетиях весьма большое влияние в стране, которое, однако, со временем сошло на нет. В секте Кэгон подчеркивается взаимозависимость всех вещей во Вселенной, которые по своей сути тождественны. Центральный храм секты - Тодайдзи, расположенный в Наре, является самым крупным деревянным сооружением в мире.
Суфии и ислам
Суфизм является неотъемлемой частью ислама и не существует иного суфизма кроме исламского. Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходи ...
Жреческие
школы в поздневедийский период
Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тек ...
Между Аллахом и
невротическим “я”.
Многое из рассказанного в Коране относится к проблемам поисков благосклонности Аллаха, воспоминаний об Аллахе, безусловной важности обязательных молитв (салят), самоочищения, движения к Аллаху, и множества прочих “духовных” материй, ко ...