Мандеизм
Мандеизм (от восточноарамейск. “мандá” - “знание”), как и иудаизм, относится к числу древних восточных религий. Сторонников ее называют по-разному: мандейцы, последователи святого Иоанна, назореи, сабии и т. д. Мандеизм скорее всего появился в Двуречье в I - II в. по Р. Хр., хотя некоторые исследователи относят время возникновения этой религии к более раннему времени. Многие религиеведы считают ,что мандеизм возник в результате эволюции какой-то раннехристианской секты или иудаистской секты гностического происхождения.
Вероучение мандеизма синкретично, в нем присутствуют элементы древневосточных верований, зороастризма, иудаизма, христианства.
Большим почитанием у мандейцев пользуется Иоанн Креститель. Представления о нем весьма сильно отличаются от принятых в христианстве. У мандейцев имеется также понятие о высшем существе (Боге), который посылает людям своего спасителя - Мандá-да-Хайе (восточноарамейск. “Знание жизни”), носителя божественного откровения.
Для мандеизма, как и для зороастризма, характерно дуалистическое противопоставление доброго и злого начал - света и тьмы. Свет ассоциируется с душой, а тьма с телом. Спасение, считают они, заключается в освобождении пришедшей из царства света и заточенной против своей воле в теле души.
Священными книгами мандейцев являются написанные на арамейском языке Гинза (“Сокровище”) и ряд других сочинений.
Из практикуемых мандейцами обрядов наиболее примечательно крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно. Мандейское богослужение заключается в чтении молитв.
Среди мандейцев получила распространение полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью.
Численность мандейцев составляет в настоящее время лишь 44 тыс. человек. Они сосредоточены в нескольких деревнях, расположенных в болотистой местности на юге Ирака, а также в соседних районах Ирана. Говоря на арабском языке, мандейцы выделяются среди окружающего мусульманского населения некоторыми культурными особенностями и образуют особую этноконфессиональную группу.
Избрание семерых (6:1-7)
Вполне возможно, что весь ход событий, описанных Лукой в главах с 1 по 5, создаст у внимательного читателя зыбкое предположение об универсальном характере наступившего царства. Однако, еще нет оснований говорить о ярко выраженной динамике ...
Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
После того, как мы познакомились с основными элементами религии и получили представление о религиозной системе в целом, появилась возможность рассмотреть вопрос о происхождении религии. Этот вопрос является одним из самых дискуссионных, п ...
Инициации
Другая характерная форма религии калифорнийских индейцев связана с возрастными инициациями. Но у калифорнийцев эта система выступает в очень осложненном виде, своеобразном для каждой племенной группы.
У «северно-центральных», как их назы ...