Тхеравада
О времени возникновения тхеравады (букв. на языке пали - “учение отцов”) существуют разные точки зрения. Некоторые исследователи считают, что это направление буддизма было создано наиболее фанатичными последователями Будды сразу же после его смерти. Другие же утверждают, что к I в. по Р. Хр. в буддизме сложилось сперва два основных направления - хинаяна и махаяна. Первое из них делилось на большое число школ, из которых сохранилась только тхеравада. Следует отметить, что тхеравадины (последователи тхеравады) очень не любят, когда их направление называют хинаяной, так как сторонники махаяны порой вкладывают в этот термин оскорбительный смысл.
В буквальном переводе “хинаяна” означает “малая колесница” -иносказательное обозначение для проповедуемого в этом направлении “узкого пути спасения”, требующего обязательного членства в сангхе (буддийской монашеской общине).
В тхераваде сохранен пантеистический характер раннего буддизма. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама почитается не как божество, а как великий учитель, кристальной моральной чистоты человек, достигший просветления праведной жизнью и созерцанием и указавший людям путь к спасению.
Обрядность в тхераваде сравнительно проста и ограничивается проповедями, культом Будды, почитанием мест, где он жил, поклонение ступам (букв. на санскр. языке - “вершина”) - сооружениям, являющимся местом хранения буддийских реликвий или выполняющим функции мемориалов.
В тхераваде имеется ряд сект (школ), у каждой из которых есть свои специфические особенности.
Так, в Шри-Ланке представлены три секты: Сиам-никая, основанная в 1753 г., в период, когда местная сангха находилась в упадке, выходцами из Сиама (Таиланда), Амарапура-никая, созданная в 1803 г. и связанная своим происхождением с Верхней (Северной) Мьянмой, и Раманния-никая, занесенная в 1864 г. (по другим данным - в 1863 г.) из Нижней (Южной) Мьянмы.
Основная часть ланкийских буддистов (и прежде всего жители сельских районов) являются сторонниками секты Сиам-никая. В составе нее выделяются четыре подсекты: мальватте и асгирия в центральном, кандийском районе Шри-Ланки и котте и келания - в прибрежных районах.
В отличие от секты Сиам-никая Амарапура-никая наиболее влиятельна в городах.
Раманния-никая выделяется среди других сект тем, что наиболее решительно выступает за очищение буддизма и призывает к аскетизму.
В Мьянме действуют 9 сект (школ) тхеравады, из которых самой старой и многочисленной является Судхамма. Требования, предъявляемые этой сектой к своим последователям, не отличаются жесткостью: им разрешают пользоваться зонтиками и носить сандалии, жевать бетель1 , курить, обмахиваться веером во время повторения паритта (охранительных гимнов).
В другой функционирующей в Мьянме секте - Швегон - требования к адептам строже: они не могут жевать бетель после полудня, им не разрешается курить
Весьма своеобразна секта Двара-никая, в которой конкретные действия могут быть заменены движениями тела, словами или даже просто мыслями
Еще одна секта - Раманн, возникшая в Нижней (Южной) Мьянме, выступает за строгое соблюдение предусмотренного буддизмом образа жизни.
В трех других странах Индокитая - Таиланде, Лаосе и Камбодже -имеются две секты (школы) тхеравады: Тхаммают-никай и Маха-никай.
Тхаммают-никай настаивает на решительном очищении тхеравады от чуждых для нее элементов, проникших из других исповеданий - махаяны, брахманизма, родоплеменных верований, и требует строгого соблюдения монашеского устава. Секта эта сравнительно немногочисленна, но к ней принадлежат более просвещенные, более социально продвинутые слои населения. Что же касается секты Маха-никай, к которой относятся широкие массы населения, то предъявляемые ею требования к своим приверженцам довольно мягки.
Элементы тхеравады присутствуют и в вероучении одной из буддийских сект Японии - Рицу, о которой будет сказано ниже.
К тхераваде, по приблизительным подсчетам, относится 38 % всех буддистов. Ее часто называют южным буддизмом, так как она преимущественно распространена в южных районах Азии. Тхеравадины преобладают в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Сторонники тхеравады имеются также в Индии, Бангладеш, Непале, Вьетнаме, Малайзии, однако во всех этих странах они образуют сравнительно малочисленное меньшинство. Есть последователи тхеравады и в южных районах Китая (среди дай, лаху, ва, булан, ачан, дэан).
Духовная причина кризиса
Каждый из смертных, когда-либо получавший Откровение, считал своим долгом обязательно сообщить об этом людям - так сильно стремление открыть истину. Именно по этой причине на планете Земля появились Веды, Ветхий и Новый Заветы, Коран и др ...
Причины исторического кризиса христианской идеи .
В конце IV века происходит разделение единой Римской империи на Западную и Восточную. Судьбы церкви на Западе, где господствовал латинский язык, и в Восточной империи, в которой был распространен греческий язык, оказались различны. На раз ...
Библейские обязанности жены
Во-первых, женщина должна выходить замуж за человека, которого она уважает. Основная обязанность жены – проявление уважения по отношению к мужу. Уважение требует почета и послушания.
Жена должна также рожать детей. Далее, ей следует восп ...