Трансформация религии в современном обществеСтраница 1
Современная религия как социальный институт переживает период глобальной трансформации. Общество потребления предъявляет религии новые требования, которые она вынуждены учитывать как на институциональном уровне, так и в повседневных религиозных практиках. Кроме того, само общество по-новому использует и интерпретирует сакральные элементы в повседневных, не религиозных практиках. Мы попытаемся выявить основные показатели трансформации религии в обществе потребления и изменения в восприятии религии в данном обществе. Это возможно на анализе современных религиозных практик и тех процессов трансформации религиозности (массовой и индивидуальной), которая была характерна для западного общества XX - XXI вв.
Современная культура и общество подвержены значительным и стремительным изменениям. Социальные институты вынуждены соответствовать новым требованиям общества, дабы не оказаться ненужными новому, современному социуму. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о соответствии религиозных традиций быстро меняющейся современной культуре.
На наш взгляд, анализ места и роли религии в современном обществе необходимо вести в двух направлениях. С одной стороны, необходимо рассматривать религию как ценностно-мотивационную модель поведения, которая ориентирует человека в социуме. При этом необходимо отметить, что религиозная мотивация поведения обладает высшим, сакральным смыслом. Религия преобразует, в конечном счете, структуру личного интереса индивида. Понимание этого факта привело к тому, что в современном обществе сакральные элементы получили широкое распространение в СМИ, рекламе, PR-технологиях и т.д. Сегодня уже можно говорить о становлении феномена медиарелигиозности - особой, специфической области современной религиозности, порожденной медиакультурой.
Современные массмедиа эффективно применяют священные образы и понятия, что особенно наглядно демонстрируют приемы и методы рекламы. Рекламируется скорее на товар, а чувства, ощущения. Благодаря "определенному выбору" человеку гарантируется энергия, сверхъестественная сила или красота, необычайные способности и прочее. Чтобы придать какому-либо товару, марке или бренду особое значение. С другой стороны, религия в современном обществе сама претерпевает глобальные трансформации. Сформировавшееся в мире общество потребления изменяет основные социальные институты и социальные взаимоотношения. Религия не исключение.
Америка и Европа эту ситуацию ("религиозного бума", "религиозного возрождения") пережила значительно раньше, и проблема соответствия религиозных традиций нормам трансформирующегося социокультурного поля современного общества решалась там путем адаптации религии к современной культуре, либо появление новых нетрадиционных религиозных движений, о которых говорилось ранее, применяются современная музыка или спецэффекты, применение средств массовой информации таких как реклама, почта, продажа книг, на религиозные или околорелигиозные тем.
На западе жизнь приобретает черты бизнеса, а религиозная община должна ориентироваться на потребителя, что предполагает ее следование принципам маркетинга. Религиозная община должна следовать принципам опознавания потребностей, проектировать продукт, служащий для удовлетворения потребности, и создавать рекламу продукта для всех, кто в нем нуждается. Религиозная община должна:
Вопрос о религии у авторов эпохи буржуазных революций.
В средневековую эпоху при засилье церковной христианской догматики не могло быть и речи о научном взгляде на религию. Первые проблески критического взгляда на нее появляются в эпоху зарождения капитализма и первых буржуазных революций. Ан ...
Шаманизм
У яганов прежде всего была налицо развитая форма шаманизма. Шаманы-врачеватели, так называемые йекамуши, пользовались и знахарскими шарлатанскими приемами, делая вид, что они вынимают из тела больного магические камни; производили они и ш ...
Различные течения в исламе
Самый ранний и наиболее крупный раскол был вызван появлением шиизма («шия» в переводе с араб. — партия, секта). Шиитское движение породило недовольство персов к арабам-завоевателям, то есть это было своего рода первое проявление антиарабс ...