Священное как предмет феноменологии религии. Структура НуминозногоСтраница 2
Оставаясь теологом, Отто дал целостное видение священного, добавив к рассмотрению нуминозного ещё рассмотрение рационального и морального компонентов. Несмотря на изначально нерациональный характер нуминозного, оно в ходе исторического развития религии поддаётся рационализации, И это не считается ненормальным. Наоборот, от симфонии разных компонентов священного зависит гармоничное развитие религиозной системы. Отто комментирует это положение следующими словами: «То, что в религии иррациональный момент всегда остается живым и бодрствующим, предохраняет ее от превращения в рационализм. То, что она в полноте хранит рациональный момент, предохраняет религию от падения в фанатизм и мистицизм, помогает ей стать религией культуры и человечности. Наличие обоих этих моментов в здоровой и совершенной гармонии задает масштаб, позволяющий говорить о превосходстве одной религии над другой . В соответствии с этим мы говорим о превосходстве христианства над его земными сестрами-религиями. На глубоком иррациональном фундаменте возносятся строения его чистых и ясных понятий, чувств и переживаний» [1, с. 102]. Таким образом, религии, развивающие гармонические отношения между рациональным и нерациональным в понимании священного, по мнению Рудольфа Отто, являются более жизнеспособными и уместными, чем те, которые чрезмерно увлекаются одной из сторон.
Можно сказать, что труд Р. Отто был определяющим для развития такого важного компонента религиоведения, как феноменология религии, обозначил предмет этой дисциплины в священном и чувствах человека при столкновении с ним, то есть религиозном опыте. И если сам Отто уделял значительное внимание нерациональному элементу в структуре священного, то он всё же признавал неразрывную связь нерационального нуминозного с моральным и рациональным элементами религии. Отто определил, с одной стороны, место нуминозного в структуре священного вообще, а с другой – произвёл структурирование самого нуминозного, выделяя в нём некие стадии, или этапы приближения человека к нуминозному объекту. Кроме того, заслуга учёного ещё и в разработке конфессионально не заангажированной терминологии, свободной от смысловых напластований, размывающих чёткость и вводящих двусмысленность определений.
Последствия этого учения.
Мы отметим, что монофизитство оказало влияние на Египет и Армению, а также отчасти на Сирию и Палестину, потому что они не приняли решения Халкидонского собора.
Монах-монофизит Феодосий поднял в Палестине восстание в пользу ереси. Сторон ...
Хазарский
каганат (VII-X вв)
Хазарский каганат — тюркское государственное образование, сложившееся в середине VII в. охватывало обширную территорию от Каспийского моря до среднего течения Днепра, включая Северный Кавказ и степной Крым. Ко времени образования хазарско ...
Основные эпохи история Иудаизма. Эпоха «патриархов»
В отличие от канонической версии происхождения иудаизма, как религии богооткровения, реальный иудаизм прошел долгие стадии своей эволюции, начинаясь в мифологиях древней Месопотамии и примитивных верованиях полукочевых племен. История дре ...