Священное как предмет феноменологии религии. Структура НуминозногоСтраница 1
К концу Первой мировой войны перед религиоведением стояло несколько серьёзных методологических задач, среди которых было развитие феноменологии религии как междисциплинарной отрасли, призванной, по мысли Шантепи де ла Соссе и Тиле, стать связующим звеном между историей религии и философией религии, а также психологией религии [4, с. 147], и [5, с. 201]. Но если мысль о создании науки, выделяющей и исследующей основные компоненты феномена религии, появилась уже на рубеже XIX и ХХ веков, то само её оформление относится к межвоенному периоду. Работа Рудольфа Отто «Священное» стала одним из важных шагов на пути становления феноменологии религии, обозначила её предметную сферу и методологию, а также закрепила взаимосвязь религиоведения и теологии, характерную для последующих нескольких десятилетий.
Одна из главных новаций труда, как пишет А.Н. Красников со ссылкой на авторитетных исследователей концепции Р. Отто, «состояла в детальной разработке категории «священное» и феноменологическом описании универсальной, сущностной структуры религиозного опыта» [1, с. 97-98]. Священное понимается здесь как некое составное образование, в которое входят несколько структур, в том числе рациональная и моральная. Последние два компонента получили особенное признание во многих религиях, например, в христианстве. Но сведение священного к абсолютно моральному или рациональному – это дискурс о священном в переносном смысле слова, а не в прямом, то есть своеобразная методологическая синекдоха. Понятие священного, согласно Отто, включает в себя ещё некий избыток, остающийся при заключении в скобки вышеперечисленных компонентов. «Чтобы получить этот «избыток», представляющий исходный пункт и подлинное ядро любой религии, Р. Отто предлагает исключить из священного рациональный и моральный моменты. Для обозначения того, что остается после проведенной операции (священное минус моральное, минус рациональное вообще) немецкий теолог и религиовед использует термин «нуминозное»», – отмечает А.Н. Красников вслед за М.А. Пылаевым. [1, с. 98].
Введение нового термина позволило Отто избавиться от устоявшегося смысла традиционного в данном контексте термина göttlich (божественное) и его европейских синонимов, когда речь идёт об изначальной реальности, лишь позднее подвергающейся рациональному и моральному осмыслению, а также о чувствовании этой реальности человеком. Кроме того, термин «нуминозное» как более нейтральный можно применять к немонотеистическим религиям. Также не стоит смешивать данный термин с кантовским понятием ноумена, несмотря на фонетическую схожесть. Термин “numinous” происходит от латинского “numen”, означающего «Бог», «дух» или «божественность», а произведен по аналогии с термином “ominous”, относящимся к латинскому “omen” [7], а термин “noumenon” у И. Канта является заимствованным из древнегреческого языка и обозначает непознаваемую реальность, лежащую в основе явления [6]. При всех оговорках, отмечая значительное влияние философии Канта на становление концепции Отто, можно свидетельствовать о связи данных терминов, хотя первый акцентирует теологическую составляющую нуминозного предмета, а второй – гносеологическую.
Несмотря на то, что нуминозный объект является важной составляющей понятия «нуминозное», Рудольф Отто ставит целью, прежде всего, исследование чувства нуминозного, то есть отношения человека к данному объекту (в существовании которого сам автор концепции не сомневается, но, подобно Лапласу, и не нуждается). Здесь возникает возможность упрёка в непоследовательности, поэтому специально оговаривается, что речь идёт не о рациональном осмыслении нуминозного, а о чётком установлении его структуры, а все понятия и определения являются скорее символами и идеограммами.
В структуре нуминозного Рудольф Отто выделяет четыре основных компонента: чувство тварности (Kreaturgefühl), повергающую в трепет тайну (Mysterium tremendum), восхищение (Fancinans) и чувство нуминозной ценности священного (Sanctum als numinoser Wert). Можно сказать, что перечисленные элементы отражают последовательное развитие нуминозного чувства религиозного субъекта, и это подтверждается наличием некоего первичного нуминозного чувства (Realitäts-gefuhle) – интуитивного ощущения реальности нуминозного объекта. Из этого чувства и выходят ощущение тварности и зависимости от нуминозного объекта, собственной ничтожности и священного трепета от таинственного нуминозного, восхищения перед ним, и, наконец, убеждение в его нуминозной ценности, не поддающейся моральному и рациональному оправданию. Таким образом, процесс проходит цикл и возвращается к начальной точке, но на ином уровне.
Особо следует выделить такой элемент нуминозного, как тайну, повергающую в трепет (Mysterium tremendum). Отто написал работу «Священное» во время Первой (и единственной из двух на тот момент) мировой войны, и само время внесло в его теорию подобный компонент. Как отмечают А.Н. Красников и А.П. Забияко, «острейшие социальные катаклизмы, которые потрясли мир в начале XX в., подорвали доверие к либерально-прогрессистским идеям, заставили людей усомниться в разумности и моральности происходящего, в своих возможностях оказывать влияние на окружающую действительность. В протестантской теологии это привело к оживлению идей о греховности человека и абсолютной трансцендентности Бога. Именно после Первой мировой войны теологи вспомнили об образе грозного Божества, чьи деяния не укладываются в рамки человеческих представлений, чей гнев непредсказуем и ужасен, чье величие заставляет человека почувствовать себя «прахом и пеплом»» [1, с. 99]. Таким образом, Отто в значительной степени отражает настроения теологической среды того времени, подкреплённые значительным влиянием на его становление как теолога идей М. Лютера. Стоит также выделить подразделение Mysterium tremendum на трепет (Tremendum), величие (Majestas), энергийность (Еnergicum) и тайну (Mysterium).
Православное вероучение и культ
Священные книги Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на:
- Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые ка ...
Иса - “Слово от Бога”.
Сура из Корана говорит: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:40). Мусульманский комментатор Факхар ал-Дин Рази (Fakhar ...
Логика мифа
Диалектическая структура мифа есть структура его смысла. Миф многосмыслен. Раскрытие его многосмыслия и обнаруживается как логика его смысла.
Историко-культурные стимулы – торговля войны, эволюция религиозных и моральных воззрений и проч ...