Влияние биографии Отто на сферу его исследований, методологию и
концептуалистикуСтраница 1
Карл Луи Рудольф Отто родился 25 сентября 1869 года в Пайне (недалеко от Ганновера), в многодетной семье фабриканта. После окончания Андреановской гимназии в Хильдесхайме обучался в университетах Эрлангена и Гёттингена, где в 1898 году защитил диссертацию «Взгляд Лютера на учение о Святом Духе» («Die Anschauung vom Heiligen Geiste bei Luther») и, несколько позднее, хабилитационную работу по Иммануилу Канту. Лютера можно считать одним из тех, кто оказал наибольшее влияние на Отто, наряду с Кантом, Фрайсом и Шлейермахером. Труд последнего «Речи о религии» Отто издал в 1989 году в честь столетнего юбилея от написания, а Канту и Фрайсу посвятил отдельную работу «Философия религии, основанная на Канте и Фрайсе» («Kantisch-Fries' sche Religionsphilosophie»), вышедшую в 1909 г. в Тюбингене.
В 1904 году занял пост профессора систематической теологии в Гётингене, а в 1910 – получил степень почётного доктора в университете Гиссена. С 1914 года Отто становится профессором теологии университета в Бреслау, а в 1917 году начинает преподавать систематическую теологию в Дивинити-школе при Марбургском университете (в 1927-1928 гг. Отто даже был ректором этого университета) [7]. В Марбурге он оставался до конца жизни, хотя периодически читал лекции в США и Швеции, путешествовал, в том числе совершил несколько длительных поездок по Азии (в 1911-1912 гг. и в 1927-1928 гг.). Кроме преподавательской карьеры, занимался также политикой, будучи в 1913-1918 гг. депутатом Прусского ландтага, а позднее активно участвовал в жизни Веймарской республики. В 1929 году Отто выходит в отставку, хотя продолжает писать. Последняя прижизненная публикация – «Царство Божье и Сын Человеческий» («Reich Gottes und Menschensohn»), вышедшая в 1934 году, – была посвящена христологии и эсхатологии Нового Завета. В октябре 1936 г. он упал с двадцатиметровой башни, получив серьёзные травмы, а наступившей зимой ещё и перенёс воспаление лёгких, и 6 марта 1937 года умер в Марбурге, где и был похоронен.
Рудольф Отто расширял круг тем для своих исследований по мере расширения географии своего пребывания. Работы начального этапа (до первого длительного путешествия по Азии) касаются прежде всего христианской теологии и европейской философской традиции, несут след значительного влияния Шлейермахера (от которого Отто воспринимает особенное внимание к «чувству», интуитивному познанию в религии) и Канта (идея «нуминозного» отвечает абсолютной трансцендентности кантовского ноумена, хотя этимологически восходит к латинскому numen). Собственно, к этому периоду можно отнести вышеупомянутую докторскую диссертацию о Лютере (1898), работу о Канте и Фрайсе (1909), а также «Натурализм и религиозное мировоззрение» («Naturalistisch und religiose Weltansicht»), изданную в 1904 году в Тюбингене и переизданную в 1907 в Лондоне, и более теологическую по направленности «Жизнь и деятельность Иисуса, согласно критическому методу» («The Life and Ministry of Jesus, According to the Critical Method»), опубликованную в Чикаго в 1908г.
Значительный перелом в жизни и направленности исследований Рудольфа Отто произошёл в связи с поездкой по Азии (1911-1912), в ходе которой он познакомился с восточной (прежде всего – индийской) философией и восточными религиями. С этого времени он не только начинает изучать и переводить сакральные тексты (для чего учит санскрит) и даже издавать работы в Индии (например, в 1928 году в Мадрасе вышла его книга «Христианство и индийская религия благодати», и только через два года эта работа была издана в Германии). Поездка формирует у учёного новый подход к изучению религии, выходящий за рамки христианской теологии и её осмысления с позиций европейской критической мысли. Отто начинает смотреть на разные проявления религиозности как на нечто, имеющее общее глубинное ядро, скрытое под внешними – а значит, вторичными – различиями. Так, сравнивая христианство и вишнуизм в работе «Christianity and the Indian Religion of Grace», Отто находит сходными христианскую любовь к Богу и вишнуистскую концепцию бхакти, при этом отмечая, что «выход из состояния падения мыслится по разному в этих религиозных традициях: избавление от греха и вины в христианстве, но избавление от цикла перерождения и появления в мире в индуизме» [2].
Пути совершенствования правового регулирования
деятельности религиозных организаций
Универсальный и комплексный характер свободы совести, наличие в ее структуре юридического и других компонентов требуют при реализации этой свободы объединенных действий самых различных структур правоохранительных органов, органов государс ...
Отличительные особенности христианского брака. Разрешение
конфликта. Разрешить или разрушить
Христиане всего мира придерживаются принципа - достойнее разрешить конфликт, чем разрушить отношения. Для людей этого мира, гораздо легче просто уйти, чем тратить силы на разрешение конфликта. Но наградой за стойкость является то, что каж ...
Богослужение и таинства
Восточно-сирийский обряд Ассирийской Церкви происходит от древней сирийской литургии, которую некогда служили в Эдессе. Возможно, он содержит также утраченные ныне элементы древне-персидского обряда. Используется литургия Мар Аддая и Мар ...