Влияние биографии Отто на сферу его исследований, методологию и
концептуалистикуСтраница 1
Карл Луи Рудольф Отто родился 25 сентября 1869 года в Пайне (недалеко от Ганновера), в многодетной семье фабриканта. После окончания Андреановской гимназии в Хильдесхайме обучался в университетах Эрлангена и Гёттингена, где в 1898 году защитил диссертацию «Взгляд Лютера на учение о Святом Духе» («Die Anschauung vom Heiligen Geiste bei Luther») и, несколько позднее, хабилитационную работу по Иммануилу Канту. Лютера можно считать одним из тех, кто оказал наибольшее влияние на Отто, наряду с Кантом, Фрайсом и Шлейермахером. Труд последнего «Речи о религии» Отто издал в 1989 году в честь столетнего юбилея от написания, а Канту и Фрайсу посвятил отдельную работу «Философия религии, основанная на Канте и Фрайсе» («Kantisch-Fries' sche Religionsphilosophie»), вышедшую в 1909 г. в Тюбингене.
В 1904 году занял пост профессора систематической теологии в Гётингене, а в 1910 – получил степень почётного доктора в университете Гиссена. С 1914 года Отто становится профессором теологии университета в Бреслау, а в 1917 году начинает преподавать систематическую теологию в Дивинити-школе при Марбургском университете (в 1927-1928 гг. Отто даже был ректором этого университета) [7]. В Марбурге он оставался до конца жизни, хотя периодически читал лекции в США и Швеции, путешествовал, в том числе совершил несколько длительных поездок по Азии (в 1911-1912 гг. и в 1927-1928 гг.). Кроме преподавательской карьеры, занимался также политикой, будучи в 1913-1918 гг. депутатом Прусского ландтага, а позднее активно участвовал в жизни Веймарской республики. В 1929 году Отто выходит в отставку, хотя продолжает писать. Последняя прижизненная публикация – «Царство Божье и Сын Человеческий» («Reich Gottes und Menschensohn»), вышедшая в 1934 году, – была посвящена христологии и эсхатологии Нового Завета. В октябре 1936 г. он упал с двадцатиметровой башни, получив серьёзные травмы, а наступившей зимой ещё и перенёс воспаление лёгких, и 6 марта 1937 года умер в Марбурге, где и был похоронен.
Рудольф Отто расширял круг тем для своих исследований по мере расширения географии своего пребывания. Работы начального этапа (до первого длительного путешествия по Азии) касаются прежде всего христианской теологии и европейской философской традиции, несут след значительного влияния Шлейермахера (от которого Отто воспринимает особенное внимание к «чувству», интуитивному познанию в религии) и Канта (идея «нуминозного» отвечает абсолютной трансцендентности кантовского ноумена, хотя этимологически восходит к латинскому numen). Собственно, к этому периоду можно отнести вышеупомянутую докторскую диссертацию о Лютере (1898), работу о Канте и Фрайсе (1909), а также «Натурализм и религиозное мировоззрение» («Naturalistisch und religiose Weltansicht»), изданную в 1904 году в Тюбингене и переизданную в 1907 в Лондоне, и более теологическую по направленности «Жизнь и деятельность Иисуса, согласно критическому методу» («The Life and Ministry of Jesus, According to the Critical Method»), опубликованную в Чикаго в 1908г.
Значительный перелом в жизни и направленности исследований Рудольфа Отто произошёл в связи с поездкой по Азии (1911-1912), в ходе которой он познакомился с восточной (прежде всего – индийской) философией и восточными религиями. С этого времени он не только начинает изучать и переводить сакральные тексты (для чего учит санскрит) и даже издавать работы в Индии (например, в 1928 году в Мадрасе вышла его книга «Христианство и индийская религия благодати», и только через два года эта работа была издана в Германии). Поездка формирует у учёного новый подход к изучению религии, выходящий за рамки христианской теологии и её осмысления с позиций европейской критической мысли. Отто начинает смотреть на разные проявления религиозности как на нечто, имеющее общее глубинное ядро, скрытое под внешними – а значит, вторичными – различиями. Так, сравнивая христианство и вишнуизм в работе «Christianity and the Indian Religion of Grace», Отто находит сходными христианскую любовь к Богу и вишнуистскую концепцию бхакти, при этом отмечая, что «выход из состояния падения мыслится по разному в этих религиозных традициях: избавление от греха и вины в христианстве, но избавление от цикла перерождения и появления в мире в индуизме» [2].
Значение человека в Исламе.
Аллах “почтил сынов Адама” (К. 17:70), причем сделал это, невзирая на все наши несовершенства, зная также, что мы погрязнем в разрушениях и кровопролитии. Значение человека подчеркнуто в акте назначения его наместником Аллаха на земле. Б ...
Христос распятый - откровение Божьей праведности
Если Бог дарует грешникам оправдание по благодати, то чем Он руководствуется? Как это становится возможным? Кажется невероятным, что Бог, чей праведный и неотвратимый гнев открывается на всякое нечестие, оправдывает неправедных. Ни одно и ...
История человечества по
Корану. Фантастика и действительность
В Коране отсутствует представление о человеке как "венце творения", а также о постепенности развития жизни на Земле, ее биосферы и тем более ноосферы – сферы человеческого разума.
Согласно Корану, созданию Аллахом человека пред ...