КельтыСтраница 3
Ф. Леру и X. Гюйонварк относят Парталона к числу творцов или мифических предков. Им следует и Н. С. Широкова: «В качестве бога — Творца или мифического предка Парталон выводит мир из хаоса. При нем земля мало-помалу начинает обретать сегодняшний природный облик, он создает озера, реки, равнины. Он закладывает основы экономики и цивилизации, распахивает новь, изобретает рыбную ловлю, охоту, земледелие и скотоводство. При нем строится первое жилище и первая "гостиница", делается первый котелок и появляется умение варить пиво.
Парталон окружает себя первыми друидами, первыми поэтами и первыми воинами». При нем же произошла и первая битва с фоморами — мифологическими существами, представляющими в ирландской космогонии демонические, темные силы, тесно связанные с морем. Братья Рис считают, что фоморы — это значит «подводные». Их демоническая дьявольская сущность выражена в одноглазости и одноногости и однорукости, что часто характерно и для славянской мифологии, когда речь идет о нечистой силе.
Братья Рис замечательно проанализировали, как волны новых поселенцев преображали Ирландию: «С точки зрения мифологической, ничто по-настоящему не существует, пока оно не "оформлено", не "определено" и не названо, вот почему в тех фрагментах "Книги захватов Ирландии", где рассказывается о возникновении особенностей рельефа, об установлении границ и названии частей острова, безусловно, просматриваются важные части космогонического мифа. Когда Партолон прибыл в Ирландию, там было только три озера и девять рек. Еще семь озер возникли уже при нем, другие четыре — во времена Немеда, а еще три — при Племенах богини Дану Как правило, озера появлялись там, где рыли могилу для погребения того или иного персонажа, и возникшее озеро, естественно, получало затем его имя. Другой повторяющийся мотив становления рельефа — расчистка земель. Так, Парталон расчистил четыре долины, Немед двенадцать и т. д.
"В Книге захватов" говорится, что когда Парталон высадился на острове, там была только одна древняя долина под названием Эльта, расчистил ее сам Бог-Творец, и в ней не росло ни деревца, ни куста. Все повести о "захватах" пронизаны мотивами о возникновении и названии рек, холмов, долин, озер и мысов — так обретает свой облик земля, храня память о тех героях, которые жили и умерли на ней и нашли в ее недрах последнее пристанище». В славянской мифологии творцом различных видов рельефа выступает сатана.
А что же с идеей конца мира, свойственной многим индоевропейским народам? У Страбона на эту тему есть следующий пассаж: «не только друиды, но и другие утверждают, что души и вселенная неразрушимы; но все же, в конечном счете, огонь и вода одержат верх над ними».
В саге «Битва при Маг Туиред» богиня войны Бадб предрекает конец света: «А потом предрекла она конец света и всякое зло, что случится в ту пору, каждую месть и болезнь. Вот как пела она:
"Не увижу я света, что мил мне. Весна без цветов,
Скотина без молока,
Женщины без стыда,
Мужи без отваги,
Пленники без короля .
Леса без желудей,
Море бесплодное,
Лживый суд старцев,
Неправые речи брегонов,
Станет каждый предателем,
Каждый мальчик грабителем,
Сын возляжет на ложе отца,
Зятем другого тогда станет каждый .
Дурные времена,
Сын обманет отца,
Дочь обманет мать"».
Все та же индоевропейская космогоническая идея о гибели и возрождении Вселенной. Только в кельтском варианте о возрождении мира нет прямых свидетельств, если не считать ирландские саги, где на смену одним завоевателям этого сакрального острова приходят другие, причем в качестве очередных завоевателей выступают боги.
Славяне
Славянская мифология о происхождении человека дает практически идентичную картину с кельтской. Вот что пишет А.Н. Афанасьев в работе «Языческие предания об острове Буяне»: «По единогласному свидетельству народного стиха о Голубиной книге ...
Несторианство.
Несторий - знаменитый ересиарх родом из сирийского города Кесарии Германикийской, что на Евфрате, ни происхождение его, ни год рождения неизвестны, по свидетельству его главного противника, святого Кирилла Александрийского. Провел несколь ...
Философия индуизма
Европейский термин "философия" в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследован ...
