Влияние апокрифической литературы.Страница 1
Об Иисусе в Коране говорится в 15 сурах, в 93 айатах и после детализируемая в хадисах, трудах мутакаллимов (богословов) и суфиев. В Коране в сурах 3:40-53, 5:109-120, 19:17-38 записано о рождении Иисуса Христа. И.Ю. Крачковский отмечает, что информация была взята из апокрифов Евангелия детства с 1 главы 2 стиха [89]. “Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины по образу птицы и подую в нее, и станет это птицей по изволению Аллаха” (сура 3:43). Приведем свидетельства из Евангелия Фомы:
I. “Я, Фома Израильтянин, говорю вам, даже всем братьям, которые среди язычников, чтобы соделать для вас известными дела детства Нашего Господа Иисуса Христа, и Его могучие деяния, даже все, что он соделал, когда он был рожден на нашей земле. Начало было таковым:
II. 1. Этот маленький ребенок Иисус, когда ему было пять лет, возле потока ручья собрал воды вместе, которые текли в пруды; и он соделал их чистыми, приказав одним лишь своим словом.
2. И сделав мягкую глину, он слепил из нее двенадцать малых птиц, и была суббота, когда он соделал эти вещи. Там было так же много других маленьких детей, играющих с ним.
3. И один из евреев, когда увидел, что Иисус соделал, играя в субботний день, пошел и сказал его отцу Иосифу: “Вот твое дитя возле ручья взял глину и слепил двенадцать малых птиц и осквернил субботний день”.
4. И Иосиф пойдя на то место, увидел соделанное и возмущенно сказал ему: “Почему ты делаешь эти вещи в субботу, что не законно делать?”, но Иисус сложив свои руки вместе, воскликнул к малым птицам: “Летите!”- и птицы взлетели .
5. И когда евреи увидели это, они были очень изумлены и отошли для того, чтобы сказать своим начальникам о том, что видели, как Иисус соделал птиц”[90]
.
Кирилл Иерусалимский (348 г. н.э.) говорит об этой книге, как об источнике Манихейского происхождения, и очень похоже, что манихеи использовали ее. Но это евангелие известно раньше, чем это течение ( Catech. Iv.36 ). Он говорит о том, что Новый завет имеет только четыре Евангелия, другие же источники являются апокрифического характера ( pseudepigraphic ). “Пусть никто не читает Евангелие от Фомы, ибо оно не одним из двенадцати апостолов не написано, но из трех злых учеников, прозываемым Manes”. (Ib. vi. 31.)[91].
Ириней (Irenaeus. i. 13. 1) говорит, что маркосианская секта поддерживала свою доктрину апокрифическими Писаниями. Они так же допускают это нововведение о том, что когда Господь был ребенком, то он будто бы учил алфавит, его учитель как-то сказал по обыкновению: “Скажи” “альфа”, - он ответил: “Альфа”.
Origen (Hom.1 on Luke) только подтверждает о существовании Евангелия от Фомы.
Ипполит свидетельствует о том, что “природа человека в начале скрыта, а после проявляется, которая и является невидимым Царством Небесным”. Приводя во свидетельство Евангелие от Фомы, где записаны следующие слова: “Тот, кто ищет меня, тот найдет меня в детях от семи лет и старше: ибо в этом я проявляюсь, скрытый до четырнадцатилетнего возраста .” (Hippolytus against Heresies, v.7.)[92].
Также приведем пример из Арабского Евангелия Инфанси:
“И когда Господу Иисусу было семь лет, Он играл вместе с другими мальчиками, делал из глины разные формы: осликов, овечек, козликов, птиц и другие фигуры, которыми они хвастались друг перед другом, сделав свои фигурки, пытаясь превзойти остальных. И тогда Господь Иисус сказал другим мальчикам: “Я сейчас прикажу этим фигурам, которые Я сделал, чтобы они пошли”. И они действительно стали двигаться, и когда Он приказал остановиться, то они остановились. Он также сделал фигуры птиц и воробьев. И повелел им взлететь и они взлетели, когда Он обратно сказал приземлиться, птицы приземлились; и если Он давал им есть, то они ели и пили”[93]
.
И эта информация была взята не из канонических Евангелий: “Вот сказали ангелы: “О, Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым и будет из праведников” (сура 3:40,41). Аль-Рази, мусульманский ученый, подтверждает, что Иисус разговаривал в колыбели. Влияние апокрифических Евангелий оставило свой след в мусульманском богословии, развивая идею о детстве Иисуса, например, Сади пишет так: “Тогда соседи сказали своим детям: “Не играйте с этим волшебником”, - и забрали своих детей домой. Иисус пришел повидаться с ними, но люди сказали Ему: “Их нет в доме”, - а Он спросил: “Тогда кто там в доме?” Они ответили: “Свиньи”. Иисус сказал: “Тогда пусть они и будут свиньями”[94].
Реформа
Для другой стратегии характерно общее убеждение, что имеющиеся проблемы выходят за рамки воли отдельных личностей, а следовательно, должны решаться на более широкой основе, чем индивидуальное обращение и духовное возрождение. Надо менять ...
Вступление.
Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. И порою приходится слышать, что религия, достойна называться религией, появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад. А до этого были разве что ...
Влияние реформационных процессов на развитие капиталистических отношений в
Западной Европе
Анализ влияния протестантизма на становление капитализма был проведен немецким социологом, историком культуры Максом Вебером в знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». Для характеристики капитализма Вебер использовал из ...