Неолитические погребения
В неолитическую эпоху памятники религии становятся более многочисленными, но в то же время и более однообразными: это почти исключительно погребения. Неолитических могильников известно огромное множество. По словам французского археолога Жозефа Дешелетта, ни один из археологических периодов, вплоть до римского, не богат так погребениями, как неолит. Ритуальный характер захоронений и связь их с религиозными представлениями в большинстве случаев не вызывают сомнений. В могильниках вместе с покойником всегда находятся предметы обихода, украшения, орудия, оружие, сосуды, очевидно наполнявшиеся пищей. Люди явно верили в то, что все это нужно умершему в загробной жизни. При значительном разнообразии форм погребения их можно классифицировать (по Дешелетту) на пять основных типов: 1) захоронение просто в земле; 2) под естественными навесами скал или в гротах; 3) под дольменами или крытыми аллеями; 4) в искусственных гротах; 5) в цистах, или каменных ящиках. Трупы обнаружены в различных положениях: вытянутые, скорченные, сидячие; встречаются следы рассечения трупа. Очень часто, особенно в гротах и дольменах, захоронения состоят из нескольких скелетов: вероятно, это родовые усыпальницы, куда последовательно клали покойников из одного рода или семьи. В неолитическую же эпоху практикуется трупосожжение. Оно встречается, правда, еще редко и спорадически, хотя и почти на всей территории Европы: от Днепра до берегов Атлантического океана. В эпоху неолита трупосожжение начинает преобладать только в Северной Франции, особенно в Бретани. В Скандинавии, Англии, Италии кремация в эту пору была еще неизвестна. И хотя этот обычай известен народам всех частей света, как самым отсталым, так и самым развитым, закономерности его распространения установить не удалось. Некоторые ученые пытались объяснить обычаи трупосожжения, исходя из веры древних народов в загробную жизнь души: люди-де старались путем сожжения тела освободить душу, дать ей улететь на небо. Но подобная религиозная идея представляет собой скорее следствие, чем причину обычая кремации. Материалистическое же объяснение этого обычая пока не найдено: никто из ученых-марксистов до сих пор не исследовал данного вопроса.
Религиозные организации. Типы
религиозных организаций
Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей вед ...
Атеизм XVII— XVIII вв. Эпоха Просвещения.
В философии Просвещения
в тесной связи с абсолютизацией человеческого разума, освобожденного от «предрассудков», верой в разум как средство решения всех проблем и утопическими проектами переустройства общества на «разумных» началах пе ...
Церковь Архангела Гавриила с колокольней
Церковь эта возводилась в 1531—34 годах на вклад Василия III, сделанный им во время поездки на богомолье по северным обителям, в числе которых был и Кирилло-Белозерский монастырь. Исследователи особо указывают, что в архитектурном облике ...