Политеистическая религия древних евреев и небожители еврейского неба.
Первые сведения о религии древних евреев восходят к XV в. до. н. э., к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравийской пустыне. В XIII в. до. н. э. Древнееврейские номады завоевали Ханаан (Палестину) и стали заниматься земледелием. В настоящее время не очень понятна структура родовых групп – миспах – в этот период, но известно, что еще в первые столетия по занятии Ханаана у каждой миспахи был свой родовой или местный бог. Само название бога (в Библии) передается словами: Элогим («боги»), Ягве, Саваоф, Адонай, Эл; упоминаемые много раз в Библии серафимы, херувимы, несомненно, были в свое время богами и духами отдельных племен, отдельных колен или даже, может быть, радов еврейского народа. Библия содержит указания на то, что евреи имели своих домашних богов-идолов, которых они возили с собой, как, например, перевезла (по рассказу Библии) Рахиль домашних богов-идолов во время своего бегства из дома отца (Быт., XXXI,
19) '. Как видно из рассказа о царе Давиде, домашние боги были величиной, по-видимому, в рост человека. Но кроме этих богов, унаследованных еще от кочевой эпохи, в древних еврейских царствах — Израильском и Иудейском —существовала вера в многочисленных богов,. управляющих различными силами природы и направляющих судьбы людей. На всяком высоком месте, под всяким зеленым деревом поклонялись евреи своим богам – ваалам: Баал-Зевуву (Вельзевулу), Баал-Пеору, Баал-Берите и другим, царице небесной (Иерем., XLIV, 17), Эль-Эльону, Эл-Оламу, богине Анат, Херембетэль и многим др. Евреи поклонялись также богам окружавших их народов, и Библия полна рассказами о том, как бог Саваоф, грозный бог, мстительный, ревнивый бог, наказывал их за это увлечение другими богами. У них очень был распространен культ Иштар, или Астарты, и рассказы о Мардохее и Эсфири, без сомнения, указывают на то, что у евреев распространен был культ Астарты и бога Мардука. В Библии рассказывается про культ Адониса и Таммуза.
Во главе этих богов стоял Яхве, ставший впоследствии исключительно богом евреев (у христиан он принял образ бога-отца). Яхве вначале изображался в виде быка, о чем имеются многочисленные указания в Библии. Так, в книге Числ, ХХШ, 22 и XXIV, 8 Яхве приписываются рога единорога. Рога были неотъемлемой принадлежностью жертвенника Яхве. Во многих случаях Яхве прямо назван быком. «Золотой телец», как прямо сказано в Библии, был изображением Яхве (Исх., ХХХП, 4); такие же изображения были в Вефиле и в Дане (4 кн. Цар., Х 29). Об идоле Яхве подробно рассказывается в книге Судей, гл. XVII. На древней еврейской печати также изображен телец. В условиях кочевой жизни Яхве был божеством скотоводческого племени Иуды. Когда же этот клан занял определенную область в Палестине и стал заниматься земледелием, он постепенно превратился в бога-покровителя земледелия. Но даже и в области Иудеи Яхве не был единым богом. Мы уже не говорим о том, что одна часть населения, храня предания о Синае, представляла Яхве и поклонялась ему в образе быка, а другая часть, под влиянием левитских воззрений, почитала его в образе пылающего столба пламени, подземного огня Кадеса. кроме того, в широких кругах находила еще поклонение и змея Нехуштан. Это, по всей вероятности, был бог какого-нибудь арабского или Ханаанского клана (рода), в свое время растворившегося в племени Иуды и передавшего ему свой культ. Позже, когда в Иерусалиме был построен храм Яхве, там нашло себе место и медной изображение этой змеи, перед которым стоял жертвенник. Лишь Иезекия велел уничтожить этого идола и положил конец культу змеи.
Древнейшая религия евреев представляла собой совокупность верований, характерных для первобытно - общинного и родового строя. У них существовали культы духов, природы, стихий, культ предков и другие аспекты архетипического мировосприятия, причем как своего, так и заимстованного. В условиях разложения родового строя происходило расширение представления о божестве и выполняемых им функциях. Оно теперь ведает не только вопросами урожая и плодородия, но и внутриродовыми отношениями. Божества становятся жадными и ненасытными, воплощающими в себе черты восточных деспотий. Они непрестанно требуют жертв и верующие в обилии приносят жрецам результаты своих трудов и даже первородных и единственных детей. Жрецы поддерживали в среде верующих идею о рабстве и бессилии человека перед богом.
Предание смерти божественного властителя
Человек сотворил богов по образу и подобию своему и наделил их своими качествами и свойствами, в том числе и смертностью. Примеров смертных богов насчитывается множество.
Например, в начале нашей эры путешественникам, посетившим остров К ...
Финансы и имущество
Каждый член Новоапостольской Церкви обязан отдавать на ее нужды десятую часть своего дохода. Среди ее членов много состоятельных людей, которые кроме десятины жертвуют большие суммы на церковное строительство. Во многих странах новоапосто ...
Строение человека
Далее мы рассмотрим проблемы состава человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основных понятий антропологии.
Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различны ...