Мистицизм в иудаизме
Появление в условиях начала всеобщего религиозного брожения в Месопотамии, книги Иезекииля дало толчок развитию мистических трактовок канонических текстов. В то время как потенциальные оппозиционеры-мистики видели будущее иудаизма в интернационализации учения, непримиримо настроенные раввины ставили своей целью попытку реставрации теократического государства.
В среде мистически настроенных иудеев личный опыт ставился на первое место, исполнение традиционных заповедей – на второе. Мистический и раввинский иудаизм постепенно отдалялись друг от друга. Мистики в своих текстах уходили в многословие вплоть до создания своеобразной еврейской литургии, в то время как талмудисты работали над однообразием форм, считая чрезмерное рвение к молитве и экстатическое многословие сродни словоблудию, чуждому настоящему иудаизму. Ратуя за сдержанность в обращении к Богу, раввины, по-видимому, пытались исключить использовании молитвы как одной из форм колдовства, при котором человек посредством технических приемов пытается осуществить свою личную власть.
Древняя мистика была преимущественно последовательным развитием библейского антропоморфизма и мифологии, противопоставлявшихся рациональному иудаизму. Новая мистика, первые практики и распространители которой появились в конце XII – начале XIII в, своими достижениями в большей степени обязана стихийному энтузиазму людей, учившихся самостоятельно и не относящихся к кругу раввинов.
Следует учитывать исторические особенности развития собственно еврейской мистики в свете почти синхронного появление новых религиозно-философских концепций в различных регионах. “Одновременность” религиозных новшеств в Египте, формирования монотеизма, сменяется позднее почти одновременным бурным развитием еврейской мистики, буддизма, джайнизма, учения Заратустры, даосизма, греческой философии и конфуцианства. По мере своего развития основная трансцендентная концепция иудаизма привела к тому, что “культ частично утратил связь с ритуалом, магией и приобрел более высокую трансцендентную устремленность – процесс, который имеет некоторые интересные параллели с тем, что происходило в Индии”. Еврейская мистика прошла путь от наивного магического практикума до многоуровневой системы эзотерических воззрений с присущими ей специфическим языком, нетрадиционной логикой, аллегорическими интерпретациями и мифологическим мышлением. В иудаизме мистика стала возрождением мифологии, а иудаизм, обогащенный мистическими построениями, стал, по сути, одной из европейских философских учений. С появлением в еврейских кругах понятия эзотерической мудрости начался неизбежный процесс размежевания между теми, кто пытался искать истину, и теми, кто ставил своей задачей укрепление веры в то, что определенные постулаты и правила поведения истинны. Поскольку в результате строилось “два мира совсем отдельных, почти противоположных интересов”, пропасть со временем лишь углублялась до того момента, пока подмены и спекуляции в лагере ортодоксов не соприкоснулись с лукавством и желанием лояльности из лагеря каббалистов. С этого момента начинает свою историю общая иудейская система иерархии и авторитетов, позволяющая мистические настроения раввинам и закрывающая не прошедшим раввинскую школу путь к мистике.
Эпоха Второго храма
Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.) . Персидский царь Ар ...
Логика мифа
Диалектическая структура мифа есть структура его смысла. Миф многосмыслен. Раскрытие его многосмыслия и обнаруживается как логика его смысла.
Историко-культурные стимулы – торговля войны, эволюция религиозных и моральных воззрений и проч ...
Символ веры и ислама по Корану
Коран был доступен далеко не каждому - его изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, негра ...