Христианство до церковного расколаСтраница 2
Трагическим испытанием для христианства в это время становятся императорские гонения (235—325). Античный мир, развивавшийся неравномерно, обрел силы для спасения в лице дунайских провинций империй и размещенных в них войск. Здесь античная цивилизация только достигла своего расцвета. Выдвигаемые солдатами дунайских легионов императоры стремились любой ценой реанимировать языческую религию Римского государства. Наиболее нетерпимо армия и ее ставленники относились к христианам, не признающим культ императора и неохотно берущим в руки оружие. Повсеместные гонения на христианское духовенство начались в годы правления Максимина Фракийца и наивысшего размаха достигли в правление Деция (251). Тысячи христиан принимали мученическую смерть, разрушались церкви, разгонялись общины. Невозможность восстановить авторитет языческих богов, лояльность и патриотизм христиан привели к постепенному уменьшению репрессий. В борьбе за императорский престол Константин (правил в 306—337 гг.) уже сознательно опирался на поддержку христиан. В 312 году он издает эдикт о веротерпимости, прекращающий гонения на христиан, а в 325 году признает христианство одной из официальных религий Римской империи.
Следующий этап — IV—VIII в. — можно определить как попытку догматической и обрядовой унификации христианства. На Церковных Соборах утверждаются основные догматы христианского учения: о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), о боговоплощении (Иисус Христос — одновременно Бог и человек), об искуплении (своей жертвой Иисус искупил грехи человечества). Утверждаются семь главных таинств христианства: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, священство, брак. Признание поклонения святым вызвало почитание икон. Процесс унификации христианства, проходивший под контролем константинопольских императоров, был затруднен появлением ересей (религиозного инакомыслия) и распадом в 395 году единой империи на два государства. Глубокие цивилизационные различия между Западом и Востоком Римской империи не только вызвали распад государства, но и обусловили складывание различных ветвей христианства.
На Западе уже с начала V в. Церковь лишилась государственной поддержки. Она была вынуждена сосуществовать с популярным среди интеллектуальной элиты и сельского населения язычеством и арианским вариантом христианства среди германцев (Арий, основатель этой «ереси», учил, что Христос является не Богом, а лишь Сыном Бога).
Римские иерархи стремились утвердить примат Церкви над государством. В условиях распада общества и государства Церковь на Западе становится социообразующим фактором. Распространение монастырей, согласно уставу Бенедикта Нурсийского, способствует сохранению традиций разумного земледелия, многих ремесел, спасению памятников письменности. Со временем в Западной Церкви появились особенности догмата и ритуала. Так, при евангелизации вестготов испанская Церковь пошла на компромисс и приняла популярную у них идею об истечении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Был допущен также компромисс по ритуалу таинства причащения. К XI в. эти, а также некоторые другие новации были признаны римскими папами.
Восточная Церковь, в отличие от Западной, развивалась под опекой государства. Защита и распространение христианства рассматривались как важнейшая задача императорской власти. К началу VI в. христианству была обеспечена идейная монополия на территории Византийской (Восточной) империи. Миссионеры из Малой Азии в IV—V вв. провели евангелизацию Закавказья и Ирландии.[2, с. 78] В то же время региональные патриархаты обладали значительной самостоятельностью, лишь номинально подчиняясь главенству столичного патриарха. Христианство в странах Востока наследовало от античности представление о божественной природе императорской власти. Здесь получило широкое распространение отшельничество и монашество в аскетических формах.
Гражданское противостояние, восстания против римского владычества 66-70 и
132-135гг, падение второго храма
Фарисеям за очень короткий срок удалось добиться популярности в народе и занять доминирующее политическое положение. Даже те саддукеи, которые вставали у власти, вынуждены были принимать воззрения фарисеев. Фарисеи создали мощный аппарат ...
Неортодоксальные индуистские даршаны
Термином "настика" обозначались последователи учений, которые отрицали тот свет, посмертные воздаяния и смысл жертвоприношений. Позже так стали обозначать людей, не признававших авторитета вед. Одной из неортодоксальных даршан, ...
Вывод
Проблема авторства книги пророка Исаии, такая существенная для науки библеистики, не должна давать нам повод, как верующим людям, для сомнений по поводу ее богодухновенности. К какому бы выводу не пришли ученые по поводу количества авторо ...