Христианство до церковного расколаСтраница 3
Синтез христианства с античной культурной традицией превратил Византию VI-X вв. в центр мировой культуры. В годы правления Юстиниана (483—565) складывается византийский стиль в зодчестве (храм св. Софии в Константинополе) и в изобразительном искусстве (мозаика в храмах Константинополя, Салоников, Равенны). Византийский стиль заключается в сплаве античных и восточных традиций, как бы пропущенных через призму христианского мировоззрения. Поначалу оптимистичное и эмоциональное, с мощной светской струей, византийское искусство со временем начинает все более тяготеть к аскетизму, примату духа над телесной оболочкой.
В IX—X вв. пути Западного и Восточного христианства все более расходятся. Кипучая политическая активность римских пап проявилась в создании теократического государства в Италии, а также в поддержке франкских королей по реанимации Западноримской империи. Короновав в 800 году Карла Великого на императорский престол, римский папа надеялся политически обезопасить себя от возможной византийской агрессии. В области культуры так называемое «каролингское возрождение», осуществляемое при активном участии Церкви, было первой на Западе попыткой синтеза варварской и античной культурных традиций посредством христианского мировоззрения. В X в. возникает романский стиль зодчества, призванный подчеркнуть особенность западного христианства (собор в Клюни, крепость в Каркассоне). Когда империя Каролингов распалась, Европа уже составляла единое культурное пространство, скрепляемое общей церковной организацией.
Византия в VIII—IX вв. переживала драматический период иконоборчества. В религии Востока издавна существовала традиция, отрицающая поклонение иконам. Между тем культ икон обогащал монастыри и привлекал паломников. Церковь в это время разбогатела и стала тяготиться государственной опекой. Государство же, изнуренное войнами против арабов, ослабело и нуждалось в деньгах. Особенно остро финансовая проблема встала перед императором Львом III Исавром, решившимся на военную реформу. Лев III, а за ним и Константин V объявили почитание икон ересью и под предлогом борьбы с ней приступили к конфискации церковного имущества. Борьба изза икон, развернувшаяся между императорами и константинопольскими патриархами, вылилась в конечном счете в борьбу за приоритет между светской и духовной властью. Вековая схватка завершилась, казалось бы, поражением иконоборцев в середине IX в. Сохранив иконы, восточная Церковь, однако, рассталась с большинством своих богатств и, самое главное, признала безоговорочную власть над ней светского владыки. В Византии с того времени утвердилась доктрина цезаропапизма, согласно которой император являлся и главой Церкви. Восточная Церковь стала отныне служанкой государства. С установлением тотального государственного контроля над духовной жизнью подданных в Византии замирает богословская мысль, угасают религиозные инакомыслия.
Ослабление позиций восточного христианства в Африке и на Ближнем Востоке заставляло миссионеров все чаще обращать свой взор к славянскому миру, до той поры пребывавшему в язычестве. В IX в. на славянских землях идет процесс формирования государственности, и господствующий класс остро нуждался в духовном обосновании своей власти. В этот период здесь как бы сталкиваются два направления евангельской проповеди. Римская Церковь в IX в. обратила в христианство хорватов, в X в. — поляков и чехов. Восточное христианство, благодаря миссионерскому подвигу братьев Кирилла и Мефодия, обращает Болгарию, Моравию, Паннонию. Затем христианство византийского образца утверждается в Сербии, Боснии и на Руси. Успехи Восточного христианства в немалой степени объясняются переводом «священных книг» на славянские языки.
Кельты
Согласно валлийской традиции тело человека состояло из девяти частей. В комментариях к книге «наследие кельтов» братьев Рис написано: «С другой стороны, в одном ирландском трактате сохранился широко распространенный миф, что Адам был сдел ...
Александр I. Закат деятельности «Общества Иисуса».
Восшедший на престол вслед за Павлом Александр I придерживался по отношению к религии широких взглядов, но иезуиты не вызывали у него особых симпатий. Сразу по восшествии он создал комиссию под председательством генерального прокурора А.А ...
Богословские курсы
Осенью 2008 года при Свято-Троицком храме г. Орла начали работу постоянно действующие курсы церковнослужителей.
Руководитель курсов — клирик храма священник Игорь Чистюхин.
Занятия посещают священники, диаконы и миряне. Среди педагогов ...