Реформация: сущность, источники и причины возникновения. Ранние
реформационные движения (Дж.Виклиф, Ян Гус)Страница 1
Реформация (от лат. reformatio – исправление, восстановление) – массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с ее первоначальными канонами.
Средневековая католическая церковь была интегральной частью феодальной общественной пирамиды и ее идеологической опорой. Церковная иерархия была отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе существовала градация сеньоров и вассалов – от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Церковь являлась крупнейшим феодалом: в ее владения в разных государствах Западной Европы входила 1/3 всей обрабатываемой земли (при этом использовался труд крепостных). Кроме того, церковь ставила своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности феодализма, вызывая всеобщую неприязнь.
Однако в XIV – XV вв. началось формирование нового класса, стремившегося к экономической и политической власти, – буржуазии. Интересы новых социальных слоев эпохи зарождения и развития капиталистических отношений требовали лишения католической церкви ее монопольного положения в области идеологии, ее политических позиций международного центра феодальной системы. Недовольство вызывали прежде всего невежество и низкий нравственный уровень монашества. Представители высшего духовенства вели жизнь, не подобающую их сану. Священники часто не имели достаточных знаний, чтобы наставлять паству в христианском учении, а народная религиозность была полна суеверий, имеющих мало общего с евангельской верой [1, с. 302].
Кроме того, предпосылкой Реформации стали гуманистические идеи о личной ответственности, о несоответствии первохристианства современным положениям и обрядам. Некоторые богословы считали, что христианское вероучение претерпело ряд изменений, исказивших его первоначальный смысл. Отсюда – стремление приблизить Церковь к исходным идеалам, основываясь на учении Христа, как оно дано в Библии, взяв за образец жизнь первохристианских общин.
По мере того как росли антифеодальные настроения в крестьянско-плебейской среде, они находили свое выражение в революционных действиях, перешедших в 1381 году в вооруженное восстание под руководством Уота Тайлера (? – 1381). Вместе с Тайлером против феодализма и монопольного положения католической церкви выступили священники Джон Болл и Джон Уиклиф (1320/1330 – 1381).В 1379 году Уиклиф провозгласил необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли. Он утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетным источником норм христианской жизни. Уиклиф был противником почитания святых, целибата священников, отвергал существование чистилища, не признавал индульгенции и исповедь, считал, что в Евхаристии Христос присутствует лишь для тех, кто достойно принимает причастие. Он противопоставил видимой, ложной Церкви Церковь невидимую, истинную, включавшую лишь тех, кто предопределен Богом к спасению (учение о пресуществлении).
Идеи Уиклифа способствовали крестьянскому восстанию 1381 года, а уже в начале XV в. стали распространяться на континенте, и прежде всего в наиболее развитой в технико-экономическом отношении Чехии. Их пропагандистом стал богослов Ян Гус (1371 – 1415). Гус учил, что церковь представляет собой совокупность не только духовенства, но и всех верующих. Обособленность и привилегированное положение духовенства он считал не соответствующим христианскому учению и требовал уравнения всех христиан перед Богом. В культе это должно было найти выражение в требовании причащения мирян тем же способом, как и духовных, – «под обоими видами», и телом и кровью христовыми. Данное культовое требование приобрело важное социальное значение, так как означало ликвидацию привилегированного положения духовенства [2, с.139 – 140].
Арест и преследования Павла (21:17-28:15)
Повествование этой части начинается в Иерусалиме со встречи Павла с верующими (21:17-25) и его посещения храма (21:26), что становится причиной смятения в иудейском обществе (21:27-32) и ареста Павла (27:33). Последующие события касаются ...
Место назначения послания
Из самого Послания ясно следует, что его читателями были галаты (1.1), которые объединялись понятием "Церкви Галатийские" (1.2). Однако много споров вызывает вопрос, кто были указанные галаты. Традиционное мнение никогда не вызы ...
Англиканская
Церковь
Англиканская Церковь - государственная церковь Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха VIII главой Церкви. То есть Церковь была подчинена королевской власти. В се ...