ТворениеСтраница 54
Вират-рупа или вишва-рупа гигантская вселенская форма Господа, которой имперсоналисты уделяют такое внимание, не принадлежит к числу Его вечных форм. Она проявляется по воле Господа уже после создания элементов материального творения. Господь Кришна явил Свою вират или вишва-рупу Арджуне только для того, чтобы доказать имперсоналистам, что Он — изначальный Бог. Это Кришна явил виратрупу, а не вират-рупа — Кришну. Таким образом, вират-рупа не принадлежит к числу вечных форм Господа, существующих в духовном небе; Она — одно из Его материальных проявлений. Арча-виграха, или Божество, которому поклоняются в храме, это другой пример материальной формы Господа, которую Он принимает, чтобы предстать перед неофитами. Но несмотря на то, что обе эти формы Господа (вират и арча) соприкасаются с материей, они неотличны от Его вечной формы — формы Господа Кришны.
Когда Господь в виде Своей полной части вошёл в элементы, из которых состоит мироздание, они соединились, приняв гигантскую форму, включающую в себя все планетные системы и все создания — движущиеся и неподвижные.
Все элементы мироздания материальны, и пока в них не войдёт полная часть Господа, они не способны увеличиваться в объёме. Это значит, что материя не убывает и не прибывает до тех пор, пока её не коснётся дух. Являясь порождением духа, материя увеличивается в объёме толь ко тогда, когда соприкасается с духом. Вопреки мнению недалёких людей, космическое проявление принимает гигантскую вселенскую форму не само по себе. Материя способна увеличиваться в объёме и достигать необходимых размеров, только если в ней присутствует дух, но, когда дух покидает её, развитие останавливается. Например, пока в материальном теле живого существа присутствует духовное сознание, тело растет, достигая нужных размеров, тогда как мёртвое материальное тело, лишённое сознания, не способно расти и развиваться. Космическое тело вселенной растёт и развивается по тем же законам, что и наши маленькие тела. Однако из этого не следует делать поспешный вывод, будто крошечные индивидуальные души являются причиной появления на свет грандиозной вселенской форм. Вселенскую форму называют вират-рупой, так как в ней в виде Своей полной части пребывает Сам Верховный Господь.
В течение тысячи небесных лет гигантский виратпуруша, которого называют Хиранмайей, возлежал на водах вселенной, и в Нём покоились все живые существа.
Совокупная энергия махат-таттвы, принявшая форму гигантской вират-рупы, Сама разделила Себя на сознание живых существ, жизнедеятельность и самоотождествление, которые в свою очередь разделились на один, десять и три соответственно.
Сознание является основной характеристикой живого существа, или души. Бытие души проявляется в форме сознания, которое называют гьяна-шакти. Сознание гигантской вират-рупы представляет собой совокупное сознание, и это же сознание проявляется в индивидуальных живых существах. Деятельность сознания осуществляется с помощью жизненного воздуха, который делится на десять потоков. Их называют прана, апана, удана, вьяна и самана, а по другой классификации выделяют нагу, курму, крикару, девадатту и дхананджаю.
Источником энергии, обеспечивающей деятельность тела, является сердце, а саму деятельность осуществляют органы чувств, энергию которым поставляют десять воздушных потоков, циркулирующих в теле. Десять воздушных потоков классифицируются следующим образом:
1) Основной воздушный поток проходит через нос в процессе дыхания, его называют праной.
2) Воздушный поток, который проходя через анус, выводит из организма испражнения, называют апаной.
3) Воздушный поток, управляющий движением пищи в желудке и иногда вызывающий отрыжку, называют саманой.
4) Воздушный поток, проходящий через горло, задержка, которого вызывает удушье, называют уданой.
5) Воздушный поток, циркулирующий по всему телу, называют вьяной.
6) Воздушный поток, с помощью которого открываются глаза, рот и т. д., называют нагой.
7) Воздушный поток, возбуждающий аппетит, называют крикарой.
8) Воздушный поток, вызывающий сокращение мышц, называют курмой.
9) Воздушный поток, помогающий организму расслабиться при зевании (когда у человека широко раскрывается рот) называют девадаттой.
10) Воздушный поток, способствующий питанию организма, называют дхананджаей.
Материальная атмосфера оскверняет сознание души, потому душа, ложно отождествляет себя с материальным телом, начинает заниматься многообразной деятельностью. В основе всей многообразной деятельности обусловленной души лежит её осквернённое сознание. В чистом сознании живое существо занимается только одним видом деятельности. Сознание индивидуальной души становится единым с высшим сознанием тогда, когда приходит в полную гармонию с высшим сознанием.
Личные впечатления
Храм Архангела Рафаила представляет собой домовую церковь. Одноэтажный дом, выкрашенный желтой краской, под зеленой крышей, дореволюционной постройки ХIХ в. У входа вывеска: «Православный
Храм святого Рафаила» и расписание служб. Здесь же ...
Феномен преждевременной констатации смерти
Цель этой главы – выяснить, воспринимались ли очнувшиеся от летаргического сна как вампиры, а также установить, почему эта тема важна для Кальмета на столько, что она так или иначе затрагивается им в трети глав его сочинения. Здесь, опять ...
Былина о Михаиле Потоке.
К моменту принятия христианства этот языческий пантеон почти сравнялся с пантеоном христианским. Видимо, поэтому смоляне приняли новую веру без особого надрыва и нервных потрясений, хоть не без противодействия, на что намекает известная б ...