ТворениеСтраница 26
Познающих чувств и органов деятельности в общей сложности десять — это орган слуха, орган вкуса, орган осязания, орган зрения, орган обоняния, активный орган речи, органы действия, а также органы, с помощью которых живые существа передвигаются, размножаются и выводят из организма испражнения.
Внутренние тонкие чувства проявляются в четырёх формах: в виде ума, интеллекта, эго и осквернённого сознания. Различить их можно только по их функциям, ибо каждый из них проявляет себя по-разному и характеризуется различными признаками.
Все это называют Брахманом, наделенным качествами. Связывающий фактор, называемый временем, считается двадцать пятым материальным элементом творения.
Веды утверждают, что не существует ничего, кроме Брахмана. В "Вишну-пуране" также сказано: всё, что мы видим вокруг, является парасья брахманах шактих, иначе говоря, все мироздание представляет собой проявление энергии Высшей Абсолютной Истины, Брахмана. Когда Брахман соединяется с тремя Гунами: благостью, страстью и невежеством, — возникает материальное проявление, которое иногда называют сагуна-Брахманом и которое состоит из двадцати пяти материальных элементов. В ниргуна-Брахмане, не оскверненном соприкосновением с материей, то есть в духовном мире, не существует гун страсти и невежества. Там царит чистая, беспримесная благость. Философия санкхьи учит, что сагуна-Брахман состоит из двадцати пяти элементов, к числу которых относится также фактор времени (прошлое, настоящее и будущее).
Фактор времени — это Верховный Господь, источник мироздания, которое возникает в результате действия инертной, непроявленной природы.
Когда под взглядом Маха-Вишну прадхана, материальная природа в непроявленном состоянии, приходит в движение, она проявляет себя во всем многообразии видов и форм. До этого она находится в инертном состоянии, в котором три гуны материальной природы не взаимодействуют друг с другом. Иначе говоря, без вмешательства Верховного Господа, действующего посредством Своих экспансий, материальная природа не способна произвести на свет многообразие проявленного мира.
1) Воплотившись в форме Маха-Вишну, Господь бросает взгляд на материальную энергию, Дургу, чтобы напомнить ей о том, что обусловленные души не завершили свою кармическую деятельность и умозрительное философствование и поэтому необходимо вновь создать материальный мир. В этот момент лучами света, исходящего из Его глаз и содержащего бесчисленные искры живых существ, Он помещает в лоно материальной энергии эти живые существа в виде семени.
2) Затем проявляется кала, вечное время. До момента проявления фактора времени материальные элементы не взаимодействуют друг с другом, а остаются инертными, существуя в форме прадханы. Силой, побуждающей материальные элементы к взаимодействию, является первое движение времени. Из-за того, что время движется, плод во чреве развивается, затем выходит наружу, растет, производит потомство, стареет и умирает. Все это происходит вследствие влияния времени.
3) Когда под взглядом Маха-Вишну материальная энергия пришла в движение, проявились три материальные гуны (качества) — благость, страсть и невежество, которые возникли для того, чтобы выполнить неосуществленные желания обусловленных душ. Возникновение материальной природы всегда влечет за собой возникновение трех качеств. С течением времени они переходят в деятельность.
4) Когда непроявленная деятельность живых существ, Маха-Вишну и сила времени вывели из равновесия сочетание трех гун материальной природы (благости, страсти и невежества), из этих трех гун вместе с махан (изначальной природой, наделенной энергией знания) появилась сутра (первое проявление природы, наделённое энергией действия).
Затем возникает махат-таттва, совокупность начал материального творения.
Материальная деятельность возникает в результате возбуждения махат-таттвы. В первую очередь трансформации подвергаются гуны благости и страсти, затем — благодаря гуне невежества — появляется материя (дравья) и знание о ней (гьяна), а также многообразные проявления материального знания в деятельности (крия).
Материальные творения в той или иной мере обязаны своим существованием действию гуны страсти (раджаса). Махат-таттва представляет собой основу материального творения, и когда она по воле Всевышнего начинает действовать сначала в ней преобладают гуны страсти и благости, но затем благодаря разнообразной материальной деятельности начинает доминировать гуна страсти, и таким образом живые существа всё глубже и глубже погружаются в невежество.
Махат-таттва является промежуточной ступенью на пути от чистого духа к материальному существованию. Она представляет собой сочетание материи и духа, который порождает ложное эго живого существа.
Формирование и особенности религиозной личности
Цель психотерапии заключается в исцелении души, а религия свое призвание видит в спасении души. Но, невзирая на то, что для религии предотвращения душевных страданий, освобождение от них является не основной, а производной целью, она все- ...
Смерть или Божественный сон?
В эпоху зарождения ислама мусульманские теологи придерживались иных представлений о смерти - она уподоблялась сну. Идея воскресения играла значительную роль в изначальной концепции загробной жизни, но она была сформулирована не так жестко ...
Неэффективная реакция
Однако иногда и христианские семьи прибегают к различного рода негативным реакциям на конфликты. Исследовав некоторые из них, можно лучше понять, как справляться с конфликтами и их последствиями.
1. Уход от решения. Конфликт «молчаливо о ...