Течения
в иудаизме на территории России в XVIII — начале XX в.Страница 2
Шнеерсон положил начало династии духовных руководителей хасидизма школы "Хабад" — Любавических ребе. Его зять Мендель Любавичер, считающийся третьим ребе, утвердил местопребывание наследников Шнеерсона в г. Любавичи (ныне Смоленская область России). При Любавичере последователи хабад-хасидизма стали называться любавическими хасидами. В любавическом хасидизме утвердился культ сакрального знания, запечатленного в священных текстах. Началось собирание знаменитой библиотеки
Любавических ребе, создание любавическихйешив. Хасидская молельня действовала при Петербургской хоральной синагоге. Постепенно утвердилось более или менее мирное сосуществование хасидизма с другими течениями иудаизма.
Реакцией на распространение хасидизма среди российского еврейства и в то же время средством противостояния ассимиляторству явилось моралистическое течение в среде миснагдим, получившее наименование мусар (буквально "мораль"). Оно ставило своей целью воспитание личности в духе религиозного ригоризма и аскетизма. У его истоков стоял видный талмудист И. Зундель (1786-1866), прославившийся ученостью и аскетизмом.
Ученик Зунделя И. Салантер (Липкин) в 1849 г. в своем послании к руководству Виленской еврейской общины выступил с планом организации массового движения за моральное совершенствование членов еврейских общин. В таком движении он видел решение проблемы сохранения традиционного еврейского жизненного уклада, основанного на установлениях Галахи. Основой этого движения в каждой общине должны были стать "мусарштибл" — специальные помещения для моралистических занятий, к которым Салантер предлагал привлекать и женщин.
Ввиду того, что по отношению ко всем членам общины данный план оказался трудновыполнимым, последователи мусар сосредоточили свое внимание на учащихся йешив, главным образом Литвы и Белоруссии. Наиболее значительныейешивы, созданные последователями мусар, действовали в городах Ковно (ныне Каунас, Литва) и Новогрудке (Белоруссия). В йешивахмусар была разработана система воспитания и обучения, ведущая к интеграции личности в рамках ригористического уклада на базе еврейской традиции.
Система мусар, помимо ученых занятий, включала моралистические беседы под руководством особого наставника — машгиаха (буквально "надзиратель") и специальные приемы психологической самотерапии ("пеулес"), имеющие целью освобождение личности от пороков. Воспитание, полученное в йешивахмусар, объединяло их выпускников на протяжении всей оставшейся жиз-
ни, определяя ее уклад и эмоционально-нравственную окраску. Ныне идеология мусар сохранилась в некоторых йешивах Израиля (так называемых йешивах литовского типа).
Вопросы теологического характера
Мы просто посмотрели на официальные высказывания представителей Новоапостольской церкви относительно их собственного места в истории Церкви и в распространении веры. Теперь же посмотрим на некоторые вопросы, касающиеся самого предмета вер ...
Ваджраяна
Как отмечалось выше, ваджраяну рассматривают либо как самостоятельное, третье направление буддизма, либо как течение внутри махаяны.
Ваджраяна (санскр. “алмазная колесница”) отпочковалась от махаяны в VIII или IX в. по Р. Хр. По своим до ...
Выводы
Работа по достижению заявленной цели, после выполнения поставленных задач привела к следующим выводам относительно теории священного, разработанной Рудольфом Отто.
1. Рудольф Отто начал свою исследовательскую карьеру как протестантский т ...