Реформы в области государственно-конфессиональных отношений
Учреждение Государственного комитета по делам религий и национальностей — беспрецедентное явление в истории взаимоотношений между религиозными организациями и белорусским государством. Оно стало возможным в тех принципиально новых общественно-политических условиях, которые сегодня, пусть трудно и не без противоречий, складываются в нашей стране,— формирования гражданского общества, правового и светского государства. Отныне открылась реальная возможность обеспечить действительное равенство верующих и неверующих, реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций.
То, что Государственный комитет по делам религий и национальностей находится в системе органов исполнительной власти, позволяет ему гибко и оперативно решать вопросы практической реализации религиозной политики. Вместе с тем анализ его компетенции дает основание сделать вывод, что она недостаточна для эффективного исполнения возложенных на него задач. Именно поэтому представляется необходимым законодательно придать госоргану по делам религий контрольные полномочия, что, на наш взгляд, будет способствовать соблюдению законности в области свободы совести.
За короткий срок в республике проведены важные вероисповедные реформы. Однако мы не можем безапелляционно утверждать, что наше государство имеет целостную, научно обоснованную концептуальную модель своей политики в сфере свободы совести и вероисповеданий.
Наиболее слабыми сторонами такой политики сегодня являются:
· попытки сводить в нормативных правовых документах конституционное право граждан на свободу совести к праву на свободу вероисповеданий, свободу религии, то есть осуществлять подмену широкого понятия узким;
· рассмотрение вопроса о праве человека на свободу совести не как принадлежность к его частной жизни, а как ипостась проблемы сферы публично-правовых отношений, что ведет к политизации религиозных организаций и насильственной клерикализации общественных и государственных институтов;
· затягивание процесса совершенствования законодательной базы государственно-конфессиональных отношений.
На повестке дня — внесение в Кодекс об административных правонарушениях ряд составов правонарушений: участие религиозных организаций в деятельности политических партий, получение их финансовой поддержки, систематическое занятие религиозной организации неуставной деятельностью, принуждение к выполнению религиозных обрядов и т. д.
Коран и ранний ислам
Коран – главная священная книга одной из наиболее распространенных и относительно молодых религий – ислама. ...
Эпоха Первого храма
Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом , который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета , установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израиль ...
Вопрос авторитета книги пророка Исаии
Проблема авторитета книги пророка Исаии является не менее важной, чем проблема авторства. Это как говорится “две стороны одной медали”. Вопрос авторства ставит вопрос авторитета книги, и наоборот, вопрос авторитета напрямую затрагивает пр ...