"Военно-исправительная
система" императора Николая IСтраница 1
Вышеназванные события были лишь предвестием тех притеснений, которым подверглись российские евреи со вступлением на престол в 1825 г. императора Николая I, правившего страной до 1855 г. Новый российский государь относился к евреям, как к вредному элементу, в православном государстве неуместному.
Он предпринял ряд мер, направленных не просто на ограничение прав лиц иудейского вероисповедания, но и на полную ассимиляцию еврейства.
Ведущую роль в этом могло бы, по мысли императора, сыграть привлечение евреев к отбыванию воинской повинности. Николай I рассчитывал на то, что "казарма должна была фабриковать новое поколение евреев, освобожденных от своих национальных черт, вполне обрусевших и по возможности также окрещенных" /4, т. 2, с.152/.
Указ о призыве евреев на военную службу, взамен существовавшего ранее особого рекрутского налога, был опубликован в августе 1827 г. Воинская повинность, и без того достаточно тяжелая, предусматривавшая 25 лет действительной службы, в отношении евреев приобрела репрессивный характер: если право-
славное население призывалось на военную службу в возрасте от 20 до 35 лет, то еврейское — с 12 лет.
Еврейских детей принудительно зачисляли в кантонисты (так называли в России солдатских сыновей, с рождения приписанных к военному ведомству и обязанных по достижении совершеннолетия поступать на военную службу), для которых существовали специальные военные школы. Отсчет срока воинской службы для евреев-кантонистов начинался не с 12 лет, а лишь с 18-летнего возраста.
Фактически в кантонисты приходилось зачислять детей с 8-10 лет, поскольку норма выделения рекрутов для евреев была в несколько раз выше, чем для остального населения. Ответственность за подбор рекрутов возлагалась на руководство еврейских общин. Семьи раввинов и купцов первой гильдии освобождались от воинской повинности, но при условии уплаты рекрутских денег.
Учреждение для еврейских детей института малолетних рекрутов-кантонистов явилось одной из наиболее мрачных страниц царствования Николая I, надолго запечатлевшейся в памяти еврейского народа. Насильственное изъятие из привычной среды и плохие условия содержания приводили к высокой смертности среди еврейских кантонистов, достигавшей от трети до половины личного состава.
Моральное, а нередко и физическое давление с целью принудить еврейских кантонистов к крещению далеко не всегда давало желаемый результат. Известен случай, когда несколько кантонистов во время принудительного совершения над ними обряда крещения в реке, предпочли утопиться, но не изменить вере отцов (этому событию посвящен рассказ Н.Лескова "Жидовская кувырколлегия"). Солдат-евреев, сохранявших приверженность иудаизму, запрещалось производить в унтер-офицеры, а в одном из армейских циркуляров указывалось, что "нижние воинские чины из евреев . остающиеся в своем вероисповедании, не могут быть представлены за военные подвиги к награде"
Несмотря на это, солдаты-евреи храбро воевали во всех войнах, которые вела в то время Россия. Особенно они отличились при героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 гг. Позже над братской могилой 500 солдат-евреев, погибших в Севастополе, был воздвигнут памятник. Писатель Н.Лесков в очерке о российских евреях, ссылаясь на этот и другие факты, писал, что евреи всегда были способны к патриотической жертве во имя того государства, в котором жили, а "если и есть евреи, которые не любят России, то это понятно: трудно пламенеть любовью к тем, кто тебя постоянно отталкивает"
Наряду с мерами "военно-исправительного" характера правительство Николая I вводило иные ограничительные акции в отношении еврейского населения. В 1835 г. был установлен запрет на проживание евреев в ряде городов "черты оседлости" (Киеве, Севастополе, Николаеве). В 1836 г. введена цензура иудейских духовных книг, включая ревизию книжных фондов синагогальных и йешивных библиотек, и даже частных книжных собраний. Было также запрещено строительство синагог вблизи православных храмов, а в 1844 г. выпущен указ о ликвидации кагалов и подчинении евреев системе общего гражданского управления, хотя, несмотря на официальный запрет, кагалы фактически просуществовали до самого конца XIX века.
Предпринимались попытки вытеснения системы иудейского религиозного образования. В 1848 г. в городах Вильно и Житомир были созданы казенные "раввинские училища", причем на должности раввинов предписывалось ставить лишь выпускников этих училищ. Данная мера не имела успеха: в большинстве синагогальных общин наряду с "казенным раввином" служил "духовный раввин", выпускник традиционноййешивы, который и руководил богослужением. Таким образом, антиеврейская образовательная политика правительства императора Николая I потерпела неудачу.
Динамика религиозного состава населения и современное распространение религий. Изменение религиозного состава населения мира за два последних
тысячелетия
Религиозный состав населения не является статичным и подвержен с течением времени существенным, а иногда и коренным изменениям. Динамика эта вызывается комплексом причин довольно различного характера: миссионерской деятельностью, разочаро ...
История иудаизма.
История иудаизма неразрывно связана с историей еврейского народа и для более полного преставления о ней особенно важны ее корни. Поэтому их целесообразно рассматривать вместе. ...
Вероучение раннего Ислама
Во многом сказанное выше предвосхищает характеристику основных положений догматики первоначального ислама. Все же представляется целесообразным дать обобщенное описание того, как выглядела эта догматика в системе верований, основанных на ...