Терминология и значение
Словами "праведность" и "справедливость" и родственными им в Ветхом Завете обычно переводится группа слов с корнем sdk ("праведный"). В ВЗ слова от корня sdk обычно обозначают "поведение в соответствии с требованием определенных отношений", будь то завет, налагающий обязательства, как на Бога, так и на Его народ, или установленный Богом мировой порядок, которому должно подчиняться человечество.
Тем не менее, в ВЗ отнюдь не только слова группы sdk передают идею праведности и справедливости - к этой же области относятся и mispat (суд, установление), hesed (доброта), tora (заповедь) и tamim (совершенный). В некоторых случаях слова группы переводятся в Септуагинте другими греческими терминами, в том числе elemosyne (милостыня) и krisis (суд).
Две идеи господствуют во всей иудейской литературе: Господь праведен, и Его народ должен соблюдать праведность. Праведность Бога, понимаемая в первую очередь как Его высшая святость и соответствие Его действий Его святой природе, занимает огромное место в иудейской мысли (Ис. 45:21; Пс. 22:31; 40:10; 51:14; 71:15-25; Ос. 10:12; Ам. 5:21-24; Мих. 6:5; 7:9; и др.). Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" указывает на истину, которую любит Бог, и которая дарует все принципы справедливости:
"…Ибо если вся земля весьма велика, небо высоко, солнце быстро, подвижно, то все это движется по воле Бога; Он же справедлив и любит истину, а по этой причине следует и истину считать наиболее могущественным в мире началом и притом таким, против которого ничего не может поделать несправедливость… "; и далее - "Она (истина) дает нам не красоту, увядающую с течением времени, не изобилие, пропадающее благодаря какой-либо случайности, но дарует нам все принципы справедливости и законности, отделяя и удаляя от них все несправедливое" (11.3.6 # 108).
Таким образом, праведность в Ветхом Завете, прежде всего не этическое качество. Библейское слово "праведность" берет свои истоки в религиозном понимании этого слова. Можно сказать, что праведность — это религиозно-нравственное понятие, имеющее свое начало в религии. Божья праведность является, главным образом, религиозным свойством, определенным Божьим естеством и отраженным в Его Завете.
Идея праведности часто понимается в юридическом контексте: праведный тот, кого судья объявляет невиновным. Задача судьи - оправдывать невиновных и осуждать виновных. О Боге говорится как о Судье людей. Некоторые из исследователей Ветхого Завета считают, что это - основное значение данного слова. "Когда оно употребляется применительно к Богу, значение сужается, и термин используется почти исключительно в судебном смысле".
Для верующего важно, получить оправдание пред Богом.
Победа св. Стефана над Памом-Сотником.
Но распространение христианства не могло не тревожить местных жрецов. Доселе встречавшиеся св. Стефану волхвы не могли противостоять ему. Но выше по реке Выми жил главный жрец зырян, волхв по имени Пам. Как и многие колдуны зырянские он ф ...
Спор об Оригене
Родоначальники христианской церкви, такие как Климент Александрийский (150-220 гг. н. э.), Юстиниан Мученик (100-165 гг.), святой Григорий Нисский (257-332 гг.), Арнобий (ок. 290 г.) и святой Иероним (340-420 гг.), неоднократно выступали ...
Церковь Архангела Гавриила с колокольней
Церковь эта возводилась в 1531—34 годах на вклад Василия III, сделанный им во время поездки на богомолье по северным обителям, в числе которых был и Кирилло-Белозерский монастырь. Исследователи особо указывают, что в архитектурном облике ...
