Второй Иерусалимский Храм
В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Иерусалимский храм был восстановлен на прежнем месте и, вероятно, занимал ту же площадь, что и Храм Соломона, по образцу которого он был построен. Однако по роскоши и славе Второй Храм не мог сравниться с Первым, его главная святыня — Ковчег Завета — была утрачена. В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев здание расширяли и украшали.
При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено. Когда Ирод пришел к власти, он посчитал Храм Соломона неподходящим для своего величия Обветшавший Иерусалимский храм, который не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города. Похвальное желание реставрировать Храм слилось в планах Ирода с его честолюбивым стремлением создать себе в истории славу царя Соломона, и в то же время, пользуясь реставрацией Храма, усилить надзор за ним, что было достигнуто строительством, в полицейских целях, крепости во дворе Храма и устройством подземных ходов. При Ироде Храм приобрел очертания вавилонского строения: стены, переходящие одна в другую, поднимающиеся вверх террасы, сооруженная башня Антония и высокие платформы [9]. Ирод при строительстве часто обращался за советом к фарисеям и выполнял все их пожелания. Поэтому Иерусалимский Храм во многом соответствовал иудейским законам. Строительство Храма при Ироде началось в 20 году до н. э., а завершилось через полтора года. Так как святыня возводилась на священной земле, простые смертные не могли ступать на нее. Поэтому около 1,5 тысячи священников были обучены мастерскому делу, дабы избежать осквернения земли. Они не переставали трудиться даже ночью, обрабатывая доставленные камни и сооружая стены. Таким образом в Иерусалиме снова появился центр поклонения Богу. Начались массовые празднования этого события, и царь Ирод принес в жертву Яхве 300 быков [10].
Наконец перед израильтянами предстал красивейший Храм, поражающий своими огромными размерами и архитектурой: фронтон в форме треугольника, позолоченная балюстрада венчала крышу, которая, в свою очередь, была украшена золотыми лезвиями и иглами так, что ни одна птица, пролетающая мимо, не могла сесть на них. Девять ворот открывали Храм верующим. Глубокие подземные туннели с крытыми переходами закрывались дверями с двух сторон. Во время раскопок 1967 года в южной части храмовой платформы обнаружили два пролета ступеней, ведущих к двум южным входам. Между ними находилось помещение для ритуального омовения посетителей перед посещением Храма. Существовали также входы из Верхнего города прямо в Храм и лестница к месту встреч. Огромная прямоугольная площадка открывалась перед паломниками, если они проходили через один из входов в низкой стене [6]. Сейчас здесь находится мечеть Омара. Ее еще называли Двором язычников, так как в это помещение пускали всех—мужчин, женщин, еретиков и проклятых. Царь Ирод отстроил новый двор, увеличив его площадь, и обнес его крепостью. Эти стены перенесли многие разрушения, но стоят и сейчас. Одна из них — Западная Стена, еврейское название которой Котель, или Стена Плача. Колоннада обрамляла Двор язычников [10]. Специально для нее было освобождено пространство со стороны крепости Антония. Здесь происходили учения и дискуссии старейшин и первосвященников города. В южной части площадки отводилось место для встреч — «стоя», окруженное рядами колонн. У стен располагались защищающие от дождя и солнца портики и внутренние галереи. Синедрион стал собираться здесь после 30 года от Рождества Христова. Сюда запрещалось входить с палками, в грязной обуви; запрещалось иметь при себе «нечистые монеты». Не разрешалось и плевать на землю. Лестница в пятнадцать ступенек вела вверх к массивной каменной стене, за которой начинался Храм. Это постепенное восхождение через систему террас приводило каждого паломника наверх, чтобы с самой вершины он мог увидеть Святая Святых. Украшенный драгоценными металлами Храм и все его внутренние помещения могли посещать только евреи. Перед людьми других национальностей двери Храма были закрыты. Об этом свидетельствовали две таблички у входа. Тексты предупреждали посторонних о том, что если чужеземцы нарушат запрет и проникнут в пределы святилища, то их неминуемо ждет смерть, а вина будет лежать только на них. Имелись ворота для женщин, через которые они могли попасть во двор Храма. За этими воротами находились 13 сосудов для пожертвований. В западной части Храма существовала лестница, по которой верующие проходили к воротам, сделанным из бронзы. Они были настолько тяжелы, что их могли открыть только два десятка человек. При этом раздавался такой скрежет, что все население столицы слышало его. Скрип предупреждал о начале дня. Дальше следовал довольно узкий проход [7,6]. Поднимаясь на три ступеньки вверх, посетители оказывались во Дворе священников. Отсюда и начиналось святое место, но дальше уже простые верующие войти не могли. Только священники проходили за балюстраду. Вставая на небольшой холм посредине помещения, священнослужитель приветствовал прихожан. В этом же помещении существовала ограда, за которой скрывался алтарь для жертвоприношений. На нем можно было увидеть останки жертвенных животных, которых клали на алтарь, и пламя поглощало их. Сверкающая на солнце золотая крыша сооружения венчала Храм. Фасад здания был украшен высокими колоннами в 30 метров и фронтоном. Святая Святых от Двора священников отделяли 12 ступенек. Колоннаду украшал портик с римским орлом. Отсюда виднелся проход в святилище. Открывали его ворота, сделанные из кедра и покрытые золотом. Над ними свисал драгоценный куст винограда. Только священнослужители проходили сюда, приподнимая завесу. Согласно библейскому преданию, в день смерти Спасителя она разорвалась пополам, с шумом упав на пол. За завесой стоял семисвечник[4] — символ Завета. Чистое оливковое масло горело в лампадах. Огонь не угасал ни на минуту. Он сопровождал иудеев во всех бедствиях, освещал путь в Храм, символизировал победу над разрушителями святилища, давал надежду на возвращение домой во время их 40-летних скитаний по пустыне [10,7]. И сейчас, спустя тысячелетия, в домах верующих иудеев горят свечи семисвечника. Приоткрыв следующую завесу, скрывающую Святая Святых, можно было попасть в довольно темное помещение. Посередине пустой и неуютной комнаты возвышался необтесанный кусок скалы Шетия. Это место священно для евреев, так как оно считается местом обитания Яхве. Даже первосвященник не мог долгое время находиться рядом с реликвией [9]. Только в великий День Искушения, когда все верующие иудеи постились и собирались на празднование в Храм, священнослужитель открывал завесу и взывал к Богу. Именно в этот день по еврейским законам он мог назвать Яхве по имени, иначе бы его настигла смерть. Целый год евреи, собиравшиеся из многих стран мира, ждали этого события. Спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, он был разрушен при подавлении антиримского восстания 66-73 гг.
Жреческие школы в поздневедийский период
Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тек ...
Личность Иисуса Христа
О личности Иисуса мы можем прочитать в Евангелие. Умеренный критицизм рассматривает Евангелия как работы отдельных авторов, подготовленных по различным планам. Евангелия исследуются в свете античной биографической традиции, которая учитыв ...
Библия - материально-исторический и эстетический памятник культуры
Библия - самая удивительная их существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, переведенная на большое количество языков и в ...