ИндуизмСтраница 2
Нововведениями индуизма (по сравнению с брахманизмом) являются положение об ахимсе - непричинении зла любому живому существу, а также учение об аватаре, согласно которому бог может воплотиться в другом божестве, человеке, животном.
В индологии высказывалось обоснованное мнение, что термин “индуизм” не исчерпывается понятием индуистская религия. В этом случае индуизм рассматривается как комплекс традиционных элементов и явлений духовной культуры, который включает в себя и религиозно-культовые представления.
Общая численность индуистов во всем мире равнялась в 1995 г. 781 млн. человек. Из этого числа 775 млн. (свыше 99 %) приходится на Азию. 1,9 млн. последователей индуистской религии живет в Америке, по 1,5 млн. - в Африке и Европе, 0,3 млн. - в Австралии и Океании. По приблизительным подсчетам в Индии в 1995 г. было сосредоточено свыше 750 млн. индуистов, что составляло 96 % всех приверженцев этой религии (именно по причине концентрации подавляющего большинства индуистов в Индии эту религию, несмотря на огромное число последователей, не относят к числу мировых). В Индии индуисты образуют 83 % населения. Значительные группы индуистов имеются в Непале (18 млн., или 89 % населения), Бангладеш (15 млн., или 12 %), Индонезии (3,7 млн., или 1,9 %), Шри-Ланке (2,6 млн., или 14 %), Пакистане (2,1 млн., или 1,5 %), Малайзии (1,2 млн., или 6 %), ЮжноАфриканской Республике (около 700 тыс., или 1,7 %), на Маврикии (около 600 тыс. или 50 %), в США (свыше 500 тыс., или 0,2 %), Великобритании и Северной Ирландии (более 400 тыс., или 0,7 %), на Тринидаде и Тобаго (свыше 350 тыс., или 24 %), Фиджи (около 300 тыс., или 37 %), в Гайане (более 250 тыс., или 34 %). Во всех перечисленных странах, кроме Индонезии, индуизм исповедуют в основном представители разных индоарийских или дравидийских народов, в Индонезии (главным образом на острове Бали) - балийцы.
В зависимости от предпочтения, отдаваемого верующими одному из двух главных индийских божеств, индуизм подразделяется на два главных направления - вишнуизм и шиваизм.
В вишнуизме (вайшнавизме) культ верховного бога Вишну настолько превалирует над почитанием других божественных существ, что эта форма индуизма в какой-то мере приближается к монотеизму. Однако помимо Вишну в этом направлении все же имеются и иные объекты почитания, прежде всего жена Вишну - богиня Лакшми, являющаяся символом красоты, счастья, удачи и богатства. Кроме того, Вишну имеет несколько аватар, из которых особенно почитаются царевич Рама и пастух Кришна. Культ этих аватар фактически привел к появлению соответствующих течений внутри вишнуизма - рамаизма и кришнаизма.
В шиваизме (шайвизме) наибольшим поклонением пользуется дуалистический бог Шива, который как разрушает, так и воссоздает жизнь, является источником как добра, так и зла.
К шиваизму примыкает и шактизм - почитание женского начала, олицетворяемого в образе жены Шивы, называемой Дургой, Кали и другими именами. Несмотря на свой ужасный вид, эта богиня пользуется большим почитанием.
Шактисты подразделяются на две школы. Сторонники одной из них -Вамачар - почитают только женское божество и отличаются эзотеричностью своего культа, последователи другой - Дакшиначар - поклоняются как Кали, так и Шиве.
Все перечисленные выше направления охватываются понятием “санатана”, под которым подразумевается их принадлежность к ортодоксальному индуизму. Однако уже несколько веков наряду с ним существует сектантский индуизм, в котором в настоящее время можно выделить две ветви: реформированный индуизм и неоиндуизм.
Из сект, относящихся к реформированному индуизму, наиболее известны Кабирпантх, Брахмо самадж, Арья самадж и Миссия Рамакришны.
Возникшая в XV - XVI вв. вишнуитская секта Кабирпантх (санскр. “Путь Кабира”), объединяющая последователей выдающегося индийского поэта Кабира, многое заимствовала из мусульманства. Сам Кабир очень хотел примирить индуизм и ислам. Он проповедовал веру в единого Бога и был противником кастового строя. Сектанты отвергли духовенство, отказались от любых священных книг, упростили обрядность (она состоит главным образом в чтении сочинений Кабира), призвали к религиозной терпимости, осудили фанатизм. В настоящее время в Индии к секте Кабирпантх относится около 1млн. человек.
Неримские католики
Неримскими католиками обычно собирательно называют церковные группы, которые в XVII - XX вв. либо отделились от Римско-католической церкви, приобретя при этом в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо, наоборот, откололис ...
Жреческие
школы в поздневедийский период
Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тек ...
Новозаветные основания иконопочитания
Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии и ложью против Бога; поклонение такому изображению было бы поклонением твари вместо Творца. Однако Новый Завет был откровением Бога, Который стал человеком, то есть сд ...