СтарообрядчествоСтраница 3
Собственная иерархия Русской древлеправославной церкви была создана лишь в 1923 г. (до этого она оставалась беглопоповской), когда в старообрядчество перешел бывший обновленец3 - архиепископ Саратовский и Петровский Николай (Позднев), который начал рукополагать для своей церкви священников. В 1929 г. в эту церковь перешел также Свердловский епископ Стефан (Расторгуев), после чего у церкви появилась возможность хиротонисать своих епископов.
Духовным центром Русской древлеправославной церкви является город Новозыбков Брянской области. Возглавляется церковь архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси древлеправославных христиан-старообрядцев. Живут последователи Русской древлеправославной церкви в Читинской области и Бурятии (где они представлены так называемыми семейскими - этнографической группой русских), в Волгоградской, Саратовской, Самарской, Пензенской, Нижегородской, Костромской, Пермской, Оренбургской, Брянской, Курской, Московской и Ленинградской областях, Краснодарском и Красноярском краях, Удмуртии, а также в Гомельской области Белоруссии, Уральской области Казахстана и Грузии. Сторонники этой церкви имеются и в Румынии (в городе Тульча и нескольких селах).
Беспоповское направление тоже окончательно сформировалось в последнее десятилетие XVII в. Старообрядцы-беспоповцы по сравнению с поповцами дальше отошли от Русской православной церкви. В отличие от поповцев, признающих все семь православных таинств, беспоповцы отказались от совершения большинства из них (а некоторые небольшие группы и от всех), а оставленные таинства совершают миряне. Литургии у беспоповцев нет.
Руководство беспоповскими общинами осуществляют миряне: наставники, уставщики и начетчики.
В настоящее время беспоповское направление разделено на следующие согласия и толки: часовенное, поморское, федосеевское, спасово согласия, филипповский, страннический и другие толки.
Часовенное согласие возникло в первой половине XIX в., выйдя из недр беглопоповства. Постоянно испытывая нехватку священников, а во время гонений на старообрядцев в период царствования Николая I вообще оставшись без них, эта группа в итоге заменила священников уставщиками (из мирян). Богослужения стали проводиться в лишенных алтарей часовнях (за что группа позже получила название Часовенного согласия). Часовенники себя беспоповцами официально не признают, занимая как бы промежуточное положение между ними и поповцами. Живут часовенники преимущественно в Свердловской, Оренбургской, Кировской, Пензенской, Курганской, Тюменской и Томской областях, Татарстане, Башкирии и Туве.
Поморское согласие - наиболее умеренное (не считая Часовенного) течение в беспоповщине. Оно возникло в Поморье вскоре после раскола. Основателем согласия считается Данила Викулин (почему поморцев иногда называют даниловцами). Таинства поморцы делят на “нужно-потребные” (крещение, покаяние и причащение), которые считаются абсолютно необходимыми для спасения, и “потребные” (все остальные), без которых, по их мнению, спасение возможно.
Большинство поморцев живет в России (в Новосибирской, Кемеровской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской, Ростовской, Московской, Новгородской, Псковской и Архангельской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Республиках Адыгее и Коми, Москве и Санкт-Петербурге). Поморцы есть также в Белоруссии (в Витебской и Минской областях), на Украине (прежде всего в Харьковской области), в Молдавии, Казахстане (в Восточно-Казахстанской области) и Киргизии. Общая численность сторонников Поморского согласия в России, а также в других странах СНГ превышает 1 млн. человек. В Литве, Латвии и Эстонии живут около 250 тыс. поморцев, в Польше, США и Канаде - около 100 тыс.
Другое беспоповское течение - Федосеевское согласие - также возникло в XVII в. Основателем его был дьячок Феодосий Васильев. Из всех таинств федосеевцы сохранили лишь крещение и исповедь. Брак федосеевцами категорически отвергался, запрещалось и иметь детей. Позже, правда, в части федосеевских общин институт семьи был восстановлен.
Хотя духовным центром федосеевцев стала их община при Преображенском кладбище в Москве, самые крупные группы федосеевцев находятся за пределами Москвы. В России федосеевцы имеются в Псковской, Новгородской, Кировской, Ульяновской и Тюменской областях, а также в Татарстане. За границами России они есть в Латвии, Литве и Белоруссии.
Веданта
Сами ведантисты считают основополагающими для своей даршаны тексты упанишад и возводят свое учение непосредственно к ним. Тройственный канон веданты составлют, кроме упанишад, Бхагавадгита и Брахма–сутры Бадаряны.
Исторически первой школ ...
Развитие Орловско-Ливенской
епархии в новых исторических условиях
В июне 1988 года правящим архереем становится Преосвященнейший епископ Паисий (Самчук).
Владыка Паисий (в миру — Павел Николаевич Самчук) родился 15 августа 1930 года в селе Богдановка Корецкого района Ровенской области, в глубоко верующ ...
Вопрос о религии у авторов эпохи буржуазных революций.
В средневековую эпоху при засилье церковной христианской догматики не могло быть и речи о научном взгляде на религию. Первые проблески критического взгляда на нее появляются в эпоху зарождения капитализма и первых буржуазных революций. Ан ...