Жизнеописание св. Стефана Пермского. Пермская земля и её святительСтраница 1
К западу от Уральских гор, в бассейне рек Вычегда, Печора и Кама, издревле жили угорские племена, относящиеся к финно-угорской языковой группе, объединяемые общим названием «коми»: пермяки, зыряне, печора и др. Территория, ими населяемая, носила название «Пермь Великая». По поводу происхождения названия «Пермь» есть немало гипотез, однако, скорее всего, это слово происходит от слова «парма», что в переводе с коми языка означает «тайга».
Современные коми представлены тремя этносами – удмурты, коми-пермяки и собственно коми (или «коми-зыряне» – термин в настоящее время практически вышел из употребления).
В 14 веке зырянами называли группу племён, жившее в бассейне реки Вычегды. Лишь позже к числу зырян стали относить и другие племена, живущие и к северу от Вычегды – вплоть до устья Ижмы.
Численность коми-зырян в настоящее время составляет более 300 тыс. человек.
С древних времён зыряне, как и другие коми-племена, занимались охотой, собирательством, скотоводством, и отчасти – земледелием. По вере они были язычниками, которые, однако, имели смутное представление о Верховном Божестве – Творце всего сущего, которое они называли «Ен», которому они не приносили жертв и не устраивали кумирниц, предпочитая покланяться более низшим божествам, принося им жертвы.
Так продолжалось до тех пор, пока не появился человек, который поставил себе цель обратить зырян к христианской вере. Это был св. Стефан Пермский, сын соборного устюжского причётчика Симеона, по фамилии Храп, родившийся в 1340 году от Р.Х.
Существует точка зрения, что ещё задолго до рождения Стефана было предсказано о нём св. Прокопием Устюжским. По преданию, Прокопий Устюжский был богатым немецким купцом, приплывшим в Новгород и принявшим святое крещение от прп. Варлаама Хутынского. Раздав всё своё имущество нищим, он принял «юродственное житие» и был очень почитаем нвогородцами, но, не терпя мирской славы, ушёл в Устюг. Скончался блж. Прокопий в 1303 году. Незадолго до своей смерти он предсказал рождение и будущий миссионерский подвиг Стефана: как об этом поветсвует архимандрит Макарий «… когда сей Христа ради юродивый чудотворец встретился в Устюге в выходившей после вечернего пения отроковицей Марией, будущей матерью пермского просветителя, он, поклонившись ей до земли, изрёк о ней слова: «се, грядёт матерь великого мужа, учителя Пермского».».
Св. Епифаний Премудрый, друг и агиограф Св Стефана, пишет, что он «был родом русский, происходя от народа славянского, от стороны Двинская, от города, называемого Устюг». Однако возможно, что мать Стефана происходила из дома крещёного зырянина по имени Дзебас (Тайник).
Поэтому он, вероятнее всего, с детства от матери знал зырянский язык.
Епифаний описывает отрока Стефана как весьма благоразумного, выросшего в девственности, чистоте и целомудрии. Еще ребёнком Стефан был отдан учиться грамоте, которую освоил менее чем за год.
С малых лет воспылала в нём любовь к Богу, и он решил покинуть отчий дом. И еще в юности, в «младые годы», как пишет Епифаний, Стефан принял постриг в городе Ростове в монастыре св. Григория Богослова, в постриге приняв имя, совпавшее с его мирским именем. Пострижен он был игуменом монастыря Максимом по прозвищу Калина.
«И плоды спасения умножив, и в законе Господнем поучаясь день и ночь, был Стефан словно древо плодовитое, посаженное близ исходящих вод и часто напояемое разумом Божественных Писаний, и оттуда прорастала гроздь добродетелей, процветало благолепие, которое и плод свой в своё время дало».
Шаманство кетов
В кетское шаманство вошли и переплелись различные верования и обряды, не связанные с ним своим происхождением и существовавшие наряду с ним в самостоятельной форме. Это положение прежде всего относится к промысловым верованиям: к шаману о ...
Духовный факторы
Четвертый дискуссионный вопрос в современной герменевтике таков: влияют ли духовные факторы на способность точно воспринимать истины, содержащиеся в Писании? Одна школа придерживается мнения, что если два человека одинаково подготовлены и ...
Теория диспенсаций (периодов спасения)
Эта теория уделяет особое внимание прерывности и обращает меньше внимания на непрерывность, хотя и по совершенно другим причинам, чем школа “множественности теологии”. В то время как либеральные богословы рассматривают прерывность в библе ...