Замечания о тематике работы.
Прежде чем приступить к изложению, необходимо сделать некоторые уточнения, касающиеся содержания реферата. Дело в том, что согласно учебной программе пятого курса по предмету «История миссий» в 2004-2005 гг. студентам предлагается девять тем, причём только одна из них – свободная («Жизнеописание выдающегося миссионера вашего края…»).
Честно говоря, даже обидно: например, камчатскому миссионеру свт. Иннокентию (Вениаминову) посвящены целых две темы, а если прибавить сюда митрополита Нестора (Анисимова), то получится, что треть предложенных тем – про Камчатку, а для почти всех остальных регионов выбор невелик – всего одна «универсальная» тема.
Однако в процессе написания данной работы становится очевидным тот факт, что для рассказа о таком выдающемся миссионере, каким был свт. Стефан, невозможно удержаться в рамках буквальной формулировки вышеупомянутой темы, т.е. ограничиться только его жизнеописанием. Если так поступить, то роль св. Стефана в истории русского Православия окажется не только недооцененной, да и просто непонятной.
Поэтому в данной работе следует подвергнуть рассмотрению несколько тем. Первая из них – собственно жизнеописание св. Стефана. Во‑вторых, необходимо проследить судьбу изобретённой святителем зырянской письменности и её значение как неотъемлемой части миссионерского подвига святителя. И, в‑третьих, понять роль Стефана в русской колонизации коми земель. Взгляд на эту проблему далеко не однозначен и по сей день вызывает немало дискуссий.
Так как данной работе большая часть источников представляет собой не книги, а статьи в различных сборниках и периодических изданиях, в числе коих издаваемый в Республики Коми многостраничный историко-культурологический журнал «Арт», то сделать обзор всей литературы по принципу «где про что» довольно затруднительно –гораздо удобнее упомянуть конкретные персоналии.
В их числе следует отметить, прежде всего, св. Епифания Премудрого, составителя ряда жизнеописаний святых Русской Церкви, в том числе и «Жития Стефана Пермского». Следует учесть, что Епифаний был лично хорошо знаком со Стефаном.
Труд св. Епифания является основным источником сведений о жизни и деяниях святителя Стефана.
Кроме того, в 2000 году издательством православной газеты «Вера‑Эском» была выпущена книга «Святители Пермские», один из разделов которой представляет собой весьма неплохую компиляцию из написанного св. Епифанием «Жития», а также сведений, в него не вошедших, а сохранившихся в церковных преданиях.
В 1995 году Санкт-Петербургским издательством «Глагол» была выпущена книга «Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления» под редакцией Г. М Прохорова, содержащая Житие Стефана Пермского в оригинале с параллельным переводом на современный русский язык, предварённое статьей Прохорова о герое и авторе этого произведения.
Из учёных, занимавшихся исследованиями, посвященным св. Стефану, следует отметить П.Ф.Лимерова, зав. отделом фольклора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, автора более 60 работ по мифологии и фольклору коми народа, а также В.В.Понарядова, занимающегося проблемой возникновения древнезырянской письменности и имеющего весьма интересный и заслуживающий доверия взгляд на эту проблему.
И, наконец, в данной работе были использованы научные статьи, опубликованные в сборниках «Христианство и язычество народа коми» и «Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры», изданные в Сыктывкаре. Выходные данные см. в прилагаемом списке литературы.
Механизмы разрушения личности в тоталитарной секте
Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты личности, обеспечивающей ему иммунитет от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особе ...
Несторианство.
Несторий - знаменитый ересиарх родом из сирийского города Кесарии Германикийской, что на Евфрате, ни происхождение его, ни год рождения неизвестны, по свидетельству его главного противника, святого Кирилла Александрийского. Провел несколь ...
Реформация индуизма
Термином реформации (ренессанс индуизма, нео–индуизм) обозначается комплекс перестроечных процессов, происходивших в индуизме в XIX – первой половине ХХ вв. Индия была тогда английской колонией, и в ее жизни происходили социальные, эконом ...