История возникновения религий
Проблема определения возраста религии стала занимать учёный мир начиная с конца XVIII в. Знаменитый американский этнограф и историк первобытного общества Льюис Генри Морган (1818—1881 гг.) относил начало религиозных идей к средней ступени дикости (в его периодизации имелось три этапа: дикость, варварство, цивилизация). Археологические находки захоронений стали рассматриваться учеными в качестве фактов, свидетельствующих о наличии погребального культа, то есть обрядов и веровании, связанных с умершими уже у неандертальцев. Если говорить о времени появления захоронений, то это приблизительно 100 тысяч лет назад.
Однако ряд ученых выразили сомнение в такой датировке. Б. Ф. Поршнев полагал, что человеческая история началась с появлением человека разумного, а не с неандертальца, следовательно, и религиозные представления появились только 40 тысяч лет назад. С. А. Токарев считал, неандертальские захоронения простым полуинстинктивным действием – избавиться от гниющего трупа или сохранить его вблизи себя.
Почти два столетия религиоведы вели и ведут упорные поиски самой первой, древней и примитивной религии. Выдающийся английский этнограф Эдуард Бернетт Тайлор (1832—1917) в своих работах остановил свой выбор на анимизме. Он определил анимизм как «минимум религии». В переводе с латинского «анима» означает «душа», или «дух». Духовными существами являлась душа и дух.
Ряд известных ученых, в том числе и советских: Ю.П. Францев, И.А. Крывелев и др. — считали первой исторической формой религии — фетишизм. Фетиш – это материальный предмет (камень, дерево, палки, кости священных животных или людей), обладающий магическим, сверхчеловеческим могуществом.
Уважаемый советский этнограф С.А. Токарев (1899—1985 гг.), справедливо полагая нецелесообразным рассматривать в качестве специфических форм религии анимизм, магию, фетишизм, тем не менее называл «глубоко» древней формой религии тотемизм. Тотем – это растение или животное, воспринимаемое как предок, от которого зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. На языке североамериканских индейцев оджибве «тотем» или «ототем» буквально означает «его род». Впервые этот термин стал употребляться в европейской литературе в конце XVIII в[1].
Для Джеймса Фрэзера (1854—1941 гг.) такой предрелигией была магия. В переводе с греческого «магия» означает «колдовство». Магия – это вера человека в свою способность с помощью сверхчеловеческих сил добиться сверхчеловеческого результата.
Для ряда ученых прорелигией была вера в Ману (некую безличную силу), во всеобщую оживленность, в миф. Слово «миф» буквально означает предание, сказание, слово, речь, рассказ. В «Мифологическом словаре» мифологию определяют как совокупность сказаний о богах и героях и в то же время систему фантастических представлений о мире. Интересное определение мифа дает А.Ф.Лосев (1893-1988 гг.): «миф есть в словах данная чудесная личностная история»[2].
Такой разброд и противоречивость мнений объясняется тем, что поиск первоначальной религии или предрелигии заранее обречен на неудачу. В период становления религии невозможно какую-либо отдельную самостоятельную религиозную форму, так как магические, анимистические, фетишистские, тотемистические и мифологические представления являлись составной частью единого синкретического сознания.
Классический период
Классическая мифология именуется мифологией эпохи патриархата. Она противоположна архаике с ее зооморфными, фитомофными формами. В классической мифологии антропоморфизм основан на принципах гармонии, меры и всеобщей упорядоченности, являю ...
Праведность перед Богом как залог оправдания человека
Праведность народа Божьего подразумевает следование моральным нормам поведения, соответствующим воле Бога (Быт. 18:19; Лев. 19:36; Втор. 6:25; Ис. 5:16; Пс. 1:4-6). Поэтому, чтобы понять концепцию праведности, мы должны исходить из этой к ...
Религиозная борьба в Халифате Аббасидов
Ф. Энгельс дал следующую характеристику социальных основ происходившей в исламе на протяжении столетий внутренней борьбы: «Ислам -—это религия, приспособленная для жителей Востока, в особенности для арабов, следовательно, с одной стороны, ...
