Место церковности и религиозность общества в ближайшем будущем
Произошедшие перемены в понимании смысла и места церковной жизни в человеческом мире несомненно сказались на характере деятельности и облике самой церкви, которая все чаще прибегает к мирскому опыту, пользуется двойными стандартами, легко приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. Например, широко известна деятельность коммерческих структур при Минском епархиальном управлении.
Разумеется, все это отнюдь не возвышает церковные институты в глазах верующих и неверующих. Для огромного числа людей они уже безразличны, поскольку представляются не средоточием святости, а космополитическими учреждениями с весьма разветвленной наднациональной структурой, в которых уместны и действуют принципы, свойственные светским организациям.
Опека, которую церковность устанавливает над верующим, делается чрезмерной и неприемлемой в том случае, когда церковная регламентация перестает учитывать потребности индивидуального религиозного опыта и приобретает самодовлеющее значение, когда церковная практика теряет связь с современным ей историческим процессом. В этом случае у верующего формируется протестное умонастроение, которое подталкивает его религиозное поведение к формам внецерковной религиозности.
Первоначальную мотивацию протестного умонастроения образует критическое отношение верующего к той роли, которую играет церковь в вопросах религиозной пропедевтики и распространения идейного содержания религии. Альтернативными каналами идейного религиозного просвещения становятся источники, не имеющие прямой связи с церковью, такие, как книги, искусство, философия, газеты, радио, телевидение, внецерковные религиозные организации.
Современные люди нередко вообще самостоятельно, минуя посредничество церкви, осмысливают волнующие их религиозные темы.
79 процентов опрошенных в возрасте до 30 лет утверждают, что можно быть религиозным (это значит верить в Бога), но в то же время не быть церковным, то есть не участвовать в жизни церкви. Однако и в возрастной группе старше 65 лет так думают 66 процентов респондентов.
Молодое поколение, которому предстоит определять характер и особенности религиозности белорусов в XXI веке, явно отличается от старшего поколения меньшей приверженностью традиционным церковным ценностям.
Вероятность того, что какая-либо из традиционных для Беларуси христианских конфессий в перспективе сумеет значительно расширить число своих приверженцев, не велика. Вероятно другое. Будет расти число тех, чье индивидуальное восприятие религиозных идей находится в противоречии с церковным пониманием религиозности и потому побуждает их дистанцироваться от церковной жизни. В то же время было бы большим преувеличением утверждать, будто социальная база основных для, Беларуси конфессий сузится настолько, что можно говорить о скором приближении конца их духовного и культурного влияния.
Будущее за теми верующими, для кого религиозное отношение реализуется на уровне преимущественно субъективного переживания представлений о Боге. Мир тотального отчуждения, в котором обречен существовать современный человек, побуждает его погружаться в себя, заниматься саморефлексией, углублять свою субъективность. В результате индивидуальное сознание приходит к убеждению, что оно в состоянии само справиться с проблемой религиозной связи, не нуждается в услугах церкви.
По этой причине большинство прохристиански настроенных белорусов уже сегодня отвергают некоторые ключевые догматы и процедуры доминирующих в Беларуси конфессий. Так, верят во Второе пришествие Христа только 24,4 процента приверженцев православия и 38 процентов - католицизма (но 90,5 процента - евангельских христиан-баптистов). Молитва занимает очень значительное место в жизни лишь около 13 процентов опрошенных православных и около 18 - католиков (зато 85,7 процента - приверженцев протестантизма).
Это еще раз свидетельствует, что степень религиозности, значительно более выражена среди приверженцев протестантских течений. Это результат большей идейной гибкости, организационной динамичности и проповеднической целеустремленности протестантских религиозных организаций по сравнению с католическими и православными, их приспособляемости к социально-экономической и культурной жизни Беларуси, к условиям народного быта.
Подводя итоги сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что решающую роль в феноменальном скачке религиозности белорусов сыграли огромные исторические и социокультурные сдвиги, произошедшие в нашей стране в связи с переходом от постсоциалистического общества, с его тоталитарной идеологией и организацией, к обществу, которое стремится сбросить тоталитарно-авторитарные путы, раскрепостить человеческий дух, научить его демократии и свободе.
Религиозность, как мировоззренческая ориентация на поиск духовного смысла бытия, усиливает нравственную составляющую человека, побуждает его совершенствовать свою субъективную, внутреннюю природу.
Праздники и посты.
Важное место в православном культе занимают пра
здники и посты
. В церковных календарях каждый день связан с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Во главе праздничного круга Русской православной церкви — пас ...
Христианство до церковного раскола
Особую эпоху в истории христианства составляет период деятельности апостолов («посланников») — I—II в. н.э. Вера в скорое пришествие Иисуса и наступление Страшного Суда поставила учеников Христа на путь активной евангельской проповеди. В ...
Противостояние
Что же побудило Павла писать об оправдании? Почему учение об оправдании занимает такое важное место в текстах апостола Павла?
Следует сказать, что многие иудейские христиане относились к Павлу с большим подозрением. Оно было сконцентриро ...