ВведениеСтраница 2
На рубеже XX – XXI столетий стало до конца очевидным, что человечество переживает настоящий религиозный бум. Этому явлению даются разные объяснения: от укорененности веры в самой природе человеческой души до недовольства людей царящей в обществе социально-экономической несправедливостью, заставляющей их переносить поиск идеалов в сферу священного. Бытует так же мнение, что возросли и многогранность окружающего мира в результате его преобразования наукой и техникой, наглядным показателем которых стало телевидение с его десятками каналов. В зыбкой действительности значительная часть людей волей-неволей вынуждена искать определенные точки опоры, способные устоять при любых политических, социальных и культурных переменах. Одной из таких опор является, безусловно, религия.
Феномен религиозного бума проявляется в самых разных формах, однако наиболее показателен, в частности для нашей страны, повсеместный рост числа и удельного веса верующих. Если на рубеже 80-90х годов, когда впервые стали проводиться социологические исследования в масштабах всего СССР, соотношение верующих и неверующих составляло примерно один к двум, то к 2000-му году картина изменилась: от сорока до шестидесяти процентов опрошенных и в Украине, и в России стабильно причисляли себя к верующим. Вместе с тем тщательное и длительное международное исследование состояния религиозности в наших странах выявило весьма любопытные факты.
Оно показало, что современная религиозность носит поверхностных характер и часто сводится лишь к принятию соответствующей атрибутики и соблюдению формальных требований (крещение, ношение нательного крестика, неупотребление в пищу свинины и т.п.). Другие же религиозные предписания (периодическая молитва, посещение не реже одного раза в месяц религиозных служб, регулярная исповедь, соблюдение постов, чтение религиозной литературы) не соблюдают до половины опрошенных, назвавших себя верующими.
К тому же религиозное мировоззрение у части верующих, особенно у тех, кто склонен, следуя своеобразной моде, к внешней, показной религиозности отличается во многом размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания. Как правило, такие люди признают существование Бога как нематериальной и непознавательной разумом силы и верят в наличие научно не объясняемого потустороннего мира с раем и адом.
Наконец, многие взрослые люди сочетают с религиозной верой так называемые «парарелигиозные идеи» (магия и колдовство, астрология, гадания).
Одновременно наблюдаются и ослабление позиции сознательного безверия (лишь до десяти процентов людей не верит ни в какие сверхъестественные силы – их-то и можно записать в разряд собственно «атеистов»). Современные «неверующие» отмечают религиозные праздники (например, Пасху – свыше восьмидесяти процентов) и посещают храмы.
Такой поверхностный характер современной религиозности, помимо прочего, возможно, проистекает из недостаточной информированности людей о сущности религии, об основных положениях вероучения, культовой практики и организационных структурах наиболее распространенных и влиятельных религий.
Данная работа направлена на восполнение недостающих знаний, усвоения нового материала и повышение образовательного уровня в целом.
Национальные религии: общая характеристика, классификация и причины возникновения
В прошлом существовало и поныне наличествует множество вероучений (их насчитывают несколько тысяч), а также возникших на их основе религий. Для того чтобы как-то разбираться в этом многообразии, используется систематизация, с помощью кото ...
Современные тенденции в русском сектоведении. Тоталитарная
секта и деструктивный культ. Причины появления тоталитарной теории в русском сектоведении
С 20-х до 90-х годов XX столетия изучение сект оставалось на уровне начала века. В советское время, благодаря работам светских религиоведов, социологической стороне сектантства уделялось большее внимание, и в советской науке отчетливо зву ...
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Серафимо-Дивеевский монастырь стал четвертым земным уделом Пресвятой Богородицы. Он был основан по Ее указанию на месте, избранном Божией Матерью, и возрастал под присмотром и стараниями преподобного Серафима Саровского.
Что произошло ок ...