Национальные религии: общая характеристика, классификация и причины возникновенияСтраница 1
В прошлом существовало и поныне наличествует множество вероучений (их насчитывают несколько тысяч), а также возникших на их основе религий. Для того чтобы как-то разбираться в этом многообразии, используется систематизация, с помощью которой выделяют типы религий
. Типы отражают общие для некоторых религий признаки, что позволяет объединять религии и вероучения в соответствующие группы или семейства. Типология характеризует определенные историко-религиозные тенденции; она выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями других групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Бытуют разные типологические схемы и соответственно различают религии «языческие и откровенные», «естественные и «богодухновенные», «естественные и этические», «зависимости и свободы», «политеистические, генотеистические и монотеистические» и т.д. С точки зрения социальных критериев религии бывают государственно-образующие и культуросозидательные, и наоборот, не имеющие таких признаков. Выделяют также родо-племенные, народностно-национальные и мировые религии.
Родо-племенные языческие религии
сложились в условиях первобытно-общинного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родо-племенные религии формировались под влиянием условий жизни рода и племени, срастались с развивавшимися типами этносов и одухотворяли (сакрализовывали) их. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций
. Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культово-обрядовые действия. На стадии развитого родо-племенного строя из многих духов мог возвышаться образ одного духа – покровителя, который приобретал черты племенного языческого бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга. Власть этих языческих богов не переходила за границы их этнической области, вне которой правили другие боги.
По мере развития общества, народностей, наций возникают народностно-национальные и мировые религии
. Однако более развитые религии, сохраняя свою сущностную уникальность, содержат многие элементы родо-племенных. В ряде случаев складываются синкретические или эклектические системы
, в которых причудливо переплетаются верования и культы религий разных исторических и духовных типов. Это явление свойственно сектам. В настоящее время родо-племенные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и связаны с общественными структурами, в силу каких-либо их особенностей застывших в своем историческом развитии.
Народностно-национальные религии
впитали в себя некоторые историко-культурные черты родо-племенных, но в отличие от последних складывались и развивались в период становления классового общества. Носителями народных и национальных религий являются в основном представители соответствующего этноса, хотя лица иной этнической принадлежности могут, при определенных условиях, стать их последователями. Этим религиям свойственно законничество– детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.
Душа
В христианской антропологии тема души является достаточно разработанной. Общее определение человеческой души дает святой Иоанн Дамаскин ("Точное изложение…", кн. 2, гл. 12): "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, ...
Эпоха Римско-Византийского владычества
Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни этого периода тала синагога (молельный дом), которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. ...
Побеждая мир
Однако реакция верующего на мир не должна выражаться просто в уходе от него. Это было бы в значительной мере негативным и пораженческим подходом. Как Христос пришел в мир, так и христианин должен проявлять праведность и являть ее миру, чт ...