Пантеон богов восточных славян
«РОД в славянской мифологии воплощение рода, единства потомков одного предка. Для раннего периода можно предполагать, что в культе Рода отразился индоевропейский культ Hordhu — рода, собрания потомков.
Сопоставление летописных данных со свидетельствами о культе Рода и рожаниц в «поучениях» против язычества показывает, что в 11 —12 вв. у восточных славян ещё сохранялось мифологическое осмысление единства княжеского рода как субъекта и объекта права русских князей, территориальной единицы и родовой земли, не подлежащей членению. В древнерусских списках языческих божеств Р. и связывающиеся с ним женские мифологические существа рожаницы обычно следуют непосредственно за главными богами. Им совершали особые жертвоприношения едой (в том числе кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами) и питьём (мёдом). В приготовлении кушаний особую роль в этот период (но возможно, и раньше: ср. характерные упоминания лувийск. Hardu и производных от него слов в текстах обрядов, совершавшихся жрицами) играли женщины. Возможно, что культ Рода. длительное время сохранялся и в мужской среде (в том числе в княжеской), тогда как рожаницы стали относиться к многочисленным существам, упоминающимся обычно в форме множественного (собирательного) числа женского рода (ср. берегини, лихорадки и т. п.) и связанным с женской средой. Для этого позднего периода «двоеверия» можно предполагать и непосредственную связь культа рожаниц с идеей продолжения рода и судьбой новорождённого, которому роженицы определяют долю, образы Суда»[3]
.
«При внимательном изучении мифологии становится очевидным, что полярные силы вытекают из одного целого, демонстрируя как бесконечность деления, так и глобальную соединяемость в один всеобъемлющий массив. У славян эта идея скрывается за образом Бога-гиганта Рода[4]
».
Значение имени
Священное Писание отводит особую роль имени. Для большинства героев Библии, имя нечто большее, чем просто личное название человека, даваемое при рождении, отличительный признак или титул. Имя для Библейского народа есть сама действительно ...
Региональные религии. Отличительные черты региональных
религий от религий мировых
Выше были охарактеризованы три религии, которые наиболее широко распространены по земному шару и которые в связи с этим обычно называют мировыми: христианство, ислам и буддизм. Их выделяют среди остальных религий, иногда весьма неудачно н ...
Славяне
Славянская мифология о происхождении человека дает практически идентичную картину с кельтской. Вот что пишет А.Н. Афанасьев в работе «Языческие предания об острове Буяне»: «По единогласному свидетельству народного стиха о Голубиной книге ...
