Региональные религии. Отличительные черты региональных религий от религий мировых
Выше были охарактеризованы три религии, которые наиболее широко распространены по земному шару и которые в связи с этим обычно называют мировыми: христианство, ислам и буддизм. Их выделяют среди остальных религий, иногда весьма неудачно называемых национальными. Этот термин вряд ли приемлем, так как далеко не все немировые религии распространены среди одного этноса, одной нации. Например, индуизм, по численности последователей, кстати, превосходящий одну из мировых религий - буддизм, распространен среди десятков этносов Индии и Непала. Вероятно, лучше называть религии, которые нельзя отнести к мировым, локально ограниченными или региональными религиями.
Интересно попытаться выяснить вопрос: почему только три из появлявшихся в разное время религий смогли стать мировыми, есть ли у них какие-то особые черты, позволившие им выйти далеко за пределы породивших их этносов? Нам представляется, что такими чертами должны быть следующие: 1) отсутствие этноцентризма (то есть выделения этноса, в котором возникла данная религия, в качестве какого-то особенного, имеющего определенные преимущества перед другими народами); 2) социальная гибкость (способность функционировать в разных исторических и социальных средах, обращенность к различным социальным слоям); 3) прозелитизм (стремление обратить в свое лоно возможно большее число людей). Лишь наличие всех этих черт одновременно позволяет религии превратиться в мировую. Подавляющее же большинство религий всей совокупностью этих черт не располагало и поэтому не смогло далеко выйти за пределы своих исходных территориальных и этнических границ. Такими религиями, в частности, были иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и некоторые другие, к характеристике которых мы сейчас и приступим.
Смерть свт. Стефана.
В 1396 году митрополит Киприан снова пригласил св. Стефана в Москву по делам церковным.
Однако Господь открыл св. Стефану, что это будет его последнее путешествие, и что он никогда больше не увидит земли Пермской.
И тогда он призвал к с ...
Особенности возникновения и воспроизводства мифологического сознания
Мифология - мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф» - в переводе с древнегреческого «слово», «рассказ». Мифы - это рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении мира различных пр ...
Зарождение и развитие атеизма.
Первоначальные элементы человеческого познания носили стихийно материалистический характер и не были нейтральны или равнодушны к судьбе человечества. Так или иначе, прямо или косвенно, но научное познание с самого начала обнаружило свои г ...