СлавянеСтраница 3
Дерево, особенно почитаемое и стоящее у воды, — обычное место для жертвоприношений. Еще совсем недавно, в конце XIX в., несмотря на тысячелетнее христианство, в славянских деревнях по-прежнему совершали жертвоприношения. Именно под деревом дружка рубил голову петуху во время свадьбы у чехов. Жертвенной кровью петуха он окроплял присутствующих. В Болгарии на Юрьев день приносили в жертву святому Георгию — покровителю скота первого родившегося в отаре ягненка, которого закалывали под фруктовым деревом или в наиболее священных частях жилища — у очага, восточной стены. Для жертвоприношения выбирали, как правило, белого ягненка, на голову которого надевали венок, на правом рожке закрепляли свечу, старший в доме мужчина окуривал жертву ладаном и закалывал, кровью мазали лбы детям, чтобы они были здоровы, кровь использовали в качестве лекарства и т. п. Такая кровь считалась особенно целебной. Мясо жертвы съедали на общей трапезе, кости зарывали в муравейник, чтобы овцы плодились, как муравьи. Сходные обряды существовали и у других южных славян*.
«Кровавые жертвы приносили в славянской традиции во время главных календарных праздников — на рождество у южных славян резали овец, кур на пороге дома или на рождественском полене — бадняке. Мясо съедали во время рождественской трапезы, рогом жертвенного животного ударяли по фруктовым деревьям с приговором — "я тебя рогом — а ты меня урожаем".
Христианские праздники, связанные с различными святыми, как правило, были связаны с прежними языческими праздниками, поэтому жертвоприношения остались прежними, сменились лишь те, кому эти жертвы посвящались. Особенно интересны летние праздники — Петров день, Ильин день, которые также сопровождались закланием жертвенных животных — быков, баранов, петухов. Их потом сообща поедали за общей обрядовой трапезой. Подобные ритуалы были приняты как у южных, так и у восточных славян, в том числе на Русском Севере, где такое жертвоприношение называлось "мольба", "жертва", "братчина". Обещанный на заклание скот окрестные крестьяне пригоняли к церкви на праздник, священник благословлял его, мясо варили в котлах и съедали, раздавали богомольцам и т. п. На Русском Севере существуют архаичные предания о коровах, некогда выходивших из воды, чтобы быть принесенными в жертву, об оленях, выходивших для этого из леса, и т. п., но люди, приносившие жертвы, были жадны и забивали слишком много животных, поэтому они перестали появляться. Думается, что эти легенды во многом память прошлых языческих жертвоприношений, когда люди добровольно приносили себя в жертву богам».
Жертвенными животными Ильи-пророка — громовержца в народной традиции, заменившего собой языческого Перуна, считаются баран или бык. Именно этого животного, по данным византийского историка Прокопия Кесарийского, славяне приносили в жертву верховному божеству, создателю молний. Жертвоприношение в Ильин день должно было избавить от дождей и гроз, обеспечить урожай и т. п. По другой русской традиции бык считался жертвенным животным Миколы, наиболее почитаемого русскими святого Николая, сравните поговорку: «Бык Миколе, а баран Илье». Интересно, что святой Николай, так же как святой Георгий, считался в определенных районах покровителем скота, заменяя, таким образом, языческого Белеса. Перун и Белее — боги соперники. Более того — родоначальники разных славянских племен. Поэтому на севере, где в языческие времена более почитался Белес, жертва Миколе была более серьезной и весомой, чем жертва Илье.
Помимо кровавых жертвоприношений были и бескровные жертвы — зерно, еду, питье, ткани и другие «обетные» предметы — приносились славянами в священные урочища, оставлялись у деревьев и источников и в других священных местах. Так, у черногорцев кашу, сваренную из зерен разных злаков и плодов, бросали в день святой Варвары 4 декабря в источник с приговором: «Мы тебе варицу, а ты нам водичку, ягнят, козлят» и т. д. Характерны также мелкие приношения духам — демонам, нечистой силе, покойникам. Так, лешему оставляли яйцо в лесу на перекрестке дорог, чтобы он вернул заблудившуюся корову, водяным приносили жертву при строительстве мельницы, остриженные волосы затыкали в щели дома в жертву домовому и т. п.
Арабский средневековый путешественник Ибн Даста, говоря о высоком значении у русов знахарей, дает описание человеческого жертвоприношения: «Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва Богу»
Теологический анализ
Для первых читателей книги Откровение, данный текст нес ободрение, что Бог слышит вопли мучеников. Ведь когда Иоанн писал книгу Откровение, римская армия продолжала опустошать Иудею до 135г.н.э., а это являлось исполнение суда а ответ на ...
Спор об Оригене
Родоначальники христианской церкви, такие как Климент Александрийский (150-220 гг. н. э.), Юстиниан Мученик (100-165 гг.), святой Григорий Нисский (257-332 гг.), Арнобий (ок. 290 г.) и святой Иероним (340-420 гг.), неоднократно выступали ...
Замечания о тематике работы.
Прежде чем приступить к изложению, необходимо сделать некоторые уточнения, касающиеся содержания реферата. Дело в том, что согласно учебной программе пятого курса по предмету «История миссий» в 2004-2005 гг. студентам предлагается девять ...