Евхаристия Апостольского времени
Скудость сведений не позволяет совершенно реконструировать порядка апостольских евхаристических собраний. Надо иметь в виду следующее:
1. Проявившийся сразу после сошествия Святого Духа харизматический порыв в первохристианской общине придал всему строю и быту апостольскому характер экстатичности, расплавленности и исключительной подвижности. Сами молитвы, имевшие своим образцом молитвы, произнесенные Спасителем во время Вечери, не были отступлением от привычных благодарений евреев.
2. Эта еврейская традиция определила характер христианского богослужения. Надо помнить, что с Храмом не было порвано сразу же после основания новозаветной Церкви. Традиции, и храмовая, и синагогальная, поддерживалась. Наряду с этим вошло в обычай "преломление хлеба по домам.
Ясно, что прототипом для апостольской Евхаристии была Вечеря Господня, которая сама была построена по типу еврейской вечери. Следовательно, на апостольскую анафору влияет прежде всего еврейский ритуал. Но из повествования апостола Павла совершенно правильный вывод делает епископ Фрир: апостол имел дело не с одним только иудейским влиянием Иерусалимской общины, но и с обычаями и идеями языческими. Язычники принесли с собой свой опыт, свои привычки и взгляды. И тут важны два момента:
1. Церковное жертвоприношение– противовес жертвоприношениям языческим.
2. Преломление хлеба рассматривалось, как регулярное богослужение Господнего дня. Благословлялся хлеб, и все причащались. После вечери благословлялась Чаша, и опять-таки все причащались. Слова Спасителя об установлении таинства. вошли в состав всех анафор. Вечеря есть воспоминание смерти Господней. Потому-то и молитва воспоминания, "анамнезис", так же составляет существенную часть евхаристического канона.
Евхаристия первых веков соединяет в себе элементы еврейского пасхального или субботнего ритуала с чертами античного культа. В первохристианском быту Евхаристия есть больше действие, чем слова.
Судя по Деяниям Апостольским, верующие "постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, преломлении хлеба и в молитвах". Несколько ниже Дееписатель дополняет свой рассказ: "единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца". Характерно именно это сопоставление, а может быть, даже и противоположение храму – домов, в которых совершалось христианское преломление хлеба, для иудеев неприемлемое.
Если с этим богослужением первых дней первого года жизни христианской Церкви сопоставить одно свидетельство из времен лет на 25 позже, т.е. именно факт пребывания апостола Павла в Троаде, на возвратном пути из его третьего путешествия, то картина получится такая. В "первый день недели", т.е. в день воскресный, в день Господень, собираются христиане вкупе "для преломления хлеба". Павел ведёт беседу, слово его затягивается за полночь. После падения юноши Евтиха из окна третьего этажа и его исцеления апостолом Павлом этот последний преломляет хлеб, вкушает и продолжает беседу до рассвета (Деян.20:7-11).
Скудость источников этого периода не позволяет сказать ничего больше о чине и структуре апостольской Евхаристии.
Оправдание и церковь. Период патристики
В основном, у ранних Отцов Церкви, представления об оправдании были довольно неопределенные, несовершенные и не полные, иногда даже ошибочные и сами по себе противоречивы. Практически все доавгустинские Отцы учили, что в получении спасени ...
Падма
Поскольку лотос растет из донной грязи и поднимается над водой в совершенной чистоте и славе, он широко используется в качестве символа духовного развития (от низшего — к высшему, от нечистого — к чистому). Кроме того, чакры обычно изобра ...
Неортодоксальные индуистские даршаны
Термином "настика" обозначались последователи учений, которые отрицали тот свет, посмертные воздаяния и смысл жертвоприношений. Позже так стали обозначать людей, не признававших авторитета вед. Одной из неортодоксальных даршан, ...