ЛетописьСтраница 2
Немаловажную роль в изучении древней Руси, разумеется, имеют и летописи из других мест; при этом стоит подчеркнуть их исключительное обилие. Летописное искусство развивалось еще веками, вплоть до XVI в., при чем в период раздробления и татаро-монгольского ига география записей сужалась, а их содержание посвящалось местным событиям. Так было в старейших летописных центрах, в Киеве, в Суздале, Галиче, то же произошло в Ростове Суздальском, Пскове и Твери, а потом и в Москве.
Все это разнообразие тем, событий, жанров служит определенной цели – помогает летописцу рассказать об истории Руси как пути от тьмы к свету – от язычества к христианству. На исторические события летописец смотрит с точки зрения христианской морали, видит в истории и делах людей борьбу дух начал – света и тьмы, Бога и дьявола.
Небесное в летописи едино с земным: к Богу с молитвой обращается летописец, с Ним чувствует постоянную связь, от Него ждет помощи в труде. Христос присутствует для летописца в каждом миге земного бытия[7].
Вечное в летописи дано в аспекте временного. Чем сильнее подчеркивается временность событий, тем больше выявляется их вечный и вневременной смысл. Чем чаще летописец напоминает о быстротечности и мимолетности бытия, тем медленнее и эпичнее летописное изложение. Время подчинено вечности. В летописи все события подчинены ровному и размеренному течению времени[8].
До XVII века несомненной оставалась для русского историка зависимость событий земных от высших небесной воли. Но авторы XVII века гораздо реже, чем летописцы прошлых веков, обращаются в своих книгах к событиям библейской истории, проводят с ними параллели, видят связь. И летописные повествования начинают не с давних библейских времен, как раньше водилось, а с событий самого недавнего прошлого. И тем разрушаются прежние правила летописного повествования. А вскоре завершается бытование и самого жанра летописи.
В новое время отдельно напоминают летописные многотомные истории XVIII-XIX веков, написанные В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, С.М. Соловьевым… Начинают историки рассказ с древних времен Руси, включают в свой труд и известные им летописные рассказы. Но излагают их уже по-своему, исключают вечный план событий – обращение к библейской истории, молитвы, оставляют – временный, проходящий, конкретный. История в их изложении – это чреда безвозвратно промелькнувших событий.
Историческое время изображено вне христианского закона, течет по законам жизни общества. Земная история – история общественная. Человек здесь – в центре исторического движения, успехи и поражения людей не зависят от воли Бога. Распалась связь земного и небесного, вечного и временного. Распался космос древнего летописца, на смену ему пришел иной образ мира – историка нового времени.
Таким образом, летописание продержалось на Руси и в России очень долго, хотя не вечно. С XVI в. стали развиваться и другие формы исторических записей, но еще в следующем столетии создавались летописи, особенно в Сибири. А в Новгороде они возникали даже в XVIII веке.
Вызовы нетрадиционных сексуальных ориентаций
Система нравственных ценностей в обществе, оторванном от Церкви, постоянно меняется по мере развития общества, а точнее, по мере его деградации.
«Постепенно и незаметно в обществе наблюдается формирование некоей новой морали, ставящей по ...
Религиозная борьба в Халифате Аббасидов
Ф. Энгельс дал следующую характеристику социальных основ происходившей в исламе на протяжении столетий внутренней борьбы: «Ислам -—это религия, приспособленная для жителей Востока, в особенности для арабов, следовательно, с одной стороны, ...
Джайнизм
Джайнизм, возникший примерно в одно время с буддизмом -в VI в. до Р. Хр., был, так же как и буддийская религия, своего рода альтернативой господствовавшему в Индии брахманизму с его кастовым строем. Отвергнув кастовую систему, джайнизм (к ...