Источники славянской мифологии
Почти полностью отсутствуют свидетельства о славянской религии, мифологии до VI в. Сохранилось малое число, относящееся к периоду с VI в. По XI в. Это вынуждает ученых, восстанавливая верования славян, использовать материал, относящийся к XIX–XX вв. Естественно, что касается деталей, то присутствует достаточно высокая доля вероятности из имеющегося материала вычленения архаических, праславянских, древне языческих верований.
Какие виды источников можно еще использовать, чтобы трансформировать, древнеславянские языческие верования?
· Письменные
“О войне с готами” П. Кесарийского
“Слова аб iдалах”, которое дошло до нас в копиях XIV–XV вв. и является разъяснением одного из слов Григория Назианзина (VI в.)
“Аповесць мiнулых гадоў”
“Деяния гамбургских епископов” Адама Бременского (1074–75)
“Славянская хроника” Гельмольда (1167–1168)
“Слова аб палку Iгаравым”
Некоторые данные можно найти у хрониста начала 12 в. Козьмы Пражского
В сочинениях восточных купцов и путешественников 10 в. ибн Фадлана, аль-Масурди
“Деяния датчан” Саксона Грамматика – скандинавский источник второй половины 12 в.
Различные сочинения раннехристианской эпохи полемического характера (проповеди, “слова” против язычников, обличения)
В виде источника выступают тексты народной словесности (сказки, пословицы, поговорки)
· Особым источником является язык, форма имен богов. Роль его велика, когда имя бога – это единственное, что известно о нем.
· Археологические
Они немногочисленны, сохранилось только несколько пластических образов древних славянских божеств, немногочисленные фрагменты культовых построек.
· Этнографические, они касаются в основном 19–20 в.в.
Из белорусских исследователей – этнографов, которые занимались изучением мифологии Беларуси необходимо отметить:
Адама Егоровича Богдановича (1862–1940). Основная работа “Пережитки древнего миросозерцания у белорусов”. Использованы материалы, собранные в Борисовском уезде.
Владимир Николаевич Добровольский (1856–1920). Записал легенды и подания Смоленщины. “Отличия в верованиях и обычаях белорусинов и великорусинов Смоленской губернии”.
Николай Яковлевич Никифоровский (1845–1910). Занимался изучением Витебщины и белорусской народной демонологии.
Чеслав Петкевич (1856–1936) Белорусско- польский этнограф. Изучал Полесье. “Духоўная культура Рэчыцкага Палесся”.
Сержпутовский Александр Казимирович (1864–1940). Изучал верования Мозырьщины и Случчины. “Прымхi i забабоны беларусау-палешукоу”.
Адам Киркор (1818–1886). “Рэшткi язычнiцкiх звычаяу на Беларусi”, “Жывапiсная Расiя”.
В то же время необходимо помнить, что славяне в язычницкий период не знали письменности. Практически все, что нам известно о верованиях древних славян из исторических источников, критически прошло через мировосприятие авторов этих источников, которые не были язычниками и большей частью выступали против данных представлений. Поэтому сведения о язычестве в исторических источниках, данных через призму противоположного ему христианства (или язычества), далеки от объективности. Таким образом, становится понятно, что в реконструкции языческой религии и мифологии много приблизительного.
Эстетика Нового времени и современная эстетика
Идеологической основой Нового времени стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага ...
Заключение.
Ислам — не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Мусульманские каноны регламентируют самые различные стороны быта, существенно влияют на особенности психологии приверженцев ислама. Ислам формирует повседн ...
Понимание Мухаммадом слова “Сын”.
Сура 19, айат 36 говорит: “Не подобает Аллаху брать себе детей, хвала Ему!” Также сура 2:110 направлена против христиан, как отмечает И.Ю. Крачковский: “И сказали они: “Взял Аллах для себя ребенка”. Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что ...