Павел I. Расцвет деятельности иезуитов.Страница 1
В период правления Павла I положение католической церкви было как никогда прочным. Новому царю, исходя из его отношений с ма- терью, полагалось бы ненавидеть все ее начинания. Но именно при Павле «Обществу Иисуса» не приходилось беспокоиться о своем положении в России. В первые годы своего правления царь с большим доверием относился к архиепископу Сестренцевичу, поскольку последний часто посещал его еще в то время, когда он был опальным наследником престола. Царь пожаловал ему Андреевскую ленту, а в 1798 г. присвоил ему титул митрополита. В октябре 1796 г. Павел был избран гроссмейстером Мальтийского ордена, а 16 декабря он издал об этом манифест [6;146]. Этому избранию немало способствовал один из видных деятелей ордена Джулио Литте. Так в Петербурге появились мальтийские рыцари, из которых была создана особая гвардия. Также, разрешением Павла I папа римский папа мог иметь в Петербурге своего нунция (посла). Посланником папы стал прибывший в 1797 г. в столицу граф Лоренцо Литта, архиепископ Фивский, брат Джулио Литты [6;146].Плохо разбиравшийся в людях Павел попал на какое-то время под влияние братьев Литта. Они установили тесные отношения с иезуитами и старались всячески оттеснить Сестренцевича и уменьшить его влияние на государя. Их неприязненное отношение к архиепископу Виленскому повлияло на Павла, который стал относиться к Сестренцевичу с недоверием. Однако папский посланник просчитался. Он не понял, что решающим для российского самодержца является не союз с папой, а его собственная воля. Лоренцо Литта стал вмешиваться в дела российской католической церкви в обход ее главы Сестренцевича. Кроме того,он посмел поспорить с Павлом о кандидатуре на должность епископа в Каменецке. Результат не заставил себя ждать: Павел I объявил об уничтожении папской нунциатуры в Петербурге, а Литте приказал в 24 часа покинуть Россию [6;146]. Власть Сестренцевича таким образом усилилась. В специальном регламенте он объявил о распространении своей юрисдикции на иезуитов. Император Павел полностью его поддержал.
Новую эпоху в деятельности «Общества Иисуса» составило время, когда во главе его стоял австриец Габриель (Гавриил) Грубер. Он вступил в Орден в 1755 г. изучал философию и теологию в Граце. В 1769-1786 гг. преподавал в люблянском лицее. По его проекту был выкопан канал, с помощью которого было осушено большое болото вокруг Любляны, но в 1786 г. из-за превышения расходов на строительство канала он был вынужден тайно отправиться в Россию. Там он преподавал в полоцкой иезуитской коллегии до 1799 г. [6;146]. Грубер был очень умным человеком, умеющим произвести впечатление. Этим он и воспользовался, войдя в доверие к императрице Марии Федоровне [6;147]. После этого Грубер был приглашен на аудиенцию к Павлу I. Царь был восхищен скромностью, умом и манерами иезуита настолько, что тот получил разрешение входить в кабинет Павла в любое время и без доклада. Вскоре Грубер еще более упрочил свое влияние на императора. Этому способствовал страх последнего перед революцией. Грубер прочно обосновался в Петербурге, что открывало для деятельности иезуитов в России блестящие перспективы. Ему удалось добиться того, что главная католическая церковь столицы – костел св.Екатерины – перешла в руки иезуитов, о чем был издан указ 11 октября 1800 г. При церкви иезуиты организовали свою коллегию, ректором которой стал Грубер. Она славилась высоким уровнем обучения, в нее принимались как дворяне, так и горожане. Многие русские аристократы отдавали своих детей в Петербургскую коллегию. Девять ее выпускников участвовали в восстании декабристов, что дало возможность одному из иезуитских историков на научном семинаре – на острове Капри в 1991 г. заявить, что идеи декабристов возникли и развивались под влиянием иезуитов [6;147].
Несторианство.
Несторий - знаменитый ересиарх родом из сирийского города Кесарии Германикийской, что на Евфрате, ни происхождение его, ни год рождения неизвестны, по свидетельству его главного противника, святого Кирилла Александрийского. Провел несколь ...
Отцы даосизма.
Наверное, главная особенность даосской мысли состоит в том, что это мысль, во всех своих проявлениях обращенная к истокам вещей: истоку времен, сокрытых в незапамятных глубинах истории; истоку сознания, вечно ускользающего от света разум ...
Заключение.
В качестве заключения я хочу привести одну весьма характерную даосскую притчу.
Знание странствовало на Севере у истоков реки Темная вода, взошло на холм Незаметный и встретилось с Недеянием.
–Мне хочется тебя спросить, – сказало Знание ...