Пантеон славянских боговСтраница 1
В пантеоне языческих божеств каждый персонаж обладал своими определёнными характеристиками, своей отведённой только ему ролью и находился в довольно тесной связи с остальными божествами. Фактически, наши предки-славяне представляли пантеон своих богов в форме родовой общины. У славян среди богов был свой старейшина, свой князь-воевода, свой кудесник, скотовод и многие другие.
Каждое племя имело своего особо чтимого бога-покровителя. Но при этом оно признавало и всех остальных славянских божеств, которые могли носить разные имена и немного различающиеся свойства и характеристики.
Первым верховным божеством языческих народов становилась Великая богиня, мать мира и прочих богов. Первобытные народы изображали её чаще всего обнажённой, с полными формами, которые символизировали плодовитость, способность к деторождению. Вплоть до бронзового века, когда главой первобытного племени-общины была женщина, эта Великая богиня чтилась как верховное божество всего пантеона. Когда произошёл переход от мотыги, женского орудия земледелия, к плугу, которым работали мужчины, главой племени стал мужчина. Но и после того, как главным божеством становился мужской бог, люди продолжали чтить её как родительницу всего живого, источник жизни на земле.
У славян роль такой богини играла Матерь Лада, или, как её ещё звали в зависимости от места и времени почитания, Кострома, Мокошь, Мать-Сыра земля, Весна, Пятница и др. Исследователь Дмитрий Михайлович Дудко высказывает также предположение, что со временем, после принятия племенем христианства, её культ в народе частично трансформировался в почитание Богоматери или святой Параскевы-Пятницы, и он находит этому несколько довольно явных подтверждений.
Чествование этой богини происходило весной, когда настаёт пора засевать зерно. В это время Лада уходила в нижний, подводный и подземный, мир, этим давая земле плодородие и хороший урожай нашим предком. Празднования, как правило, проводились на возвышенных местах (так называемые «Лысые горы»), где иногда разыгрывались целые представления. Девушку, изображавшую Кострому, убивала Смерть, а затем их обоих топили в реке. Или же соломенное чучело, также символизировавшее Ладу, торжественно выносили и топили в реке. Кроме того, посвящённые Ладе песни исполнялись на свадьбы и на святки.
Другиой важной датой, посвящённой ей, была ночь на 24 июня, праздник летнего солнцеворота. «Эта ночь особенно славилась любовным разгулом. Пляски, прыжки влюбленных парочек через костер и совместное купание перерастали в оргию, когда даже супружеская измена за грех не считалась» - пишет Д.М. Дудко. И дальше он замечает, что, раз 25 марта Земля рожала, то, следовательно, беременела она именно в эту ночь. Так что подобные действия не стоит путать с шабашами сатанистов. Все эти действия имели глубокое символическое наполнение. В другое же время наши предки чтили супружескую верность.
Мужем Великой богини-матери изначально был Хозяин зверей. В славянской мифологии эту роль играл Волос, Велес или Месяц, Мерот, Жыцень. В условиях присваивающего хозяйства у славянских народов он обрёл функции покровителя скота, богатства, а также был шаманом и богом умерших предков. Изображался обычно Велес в виде медведя (один из древнейших богов человечества), либо в виде змеи. Он обладает большой мудростью, умеет превращаться в различных животных. Имя Баяна, Велесова внука, свидетельствует о том, что тот был рассказчиком, сказителем, а кроме того - колдуном, волхвом (bajan — чародей, волхв).
Кроме того, славяне обращались к нему за помощью при занятиях земледелием. По всей Европе был распространён обряд, предписывавший оставлять несжатым последний пучок колосьев на борозде. У славян этот обряд назывался «завить Велесу бороду».
Волос был не только земным пастухом, но и небесным. Во многих загадках, колядках, песнях можно видеть образ Месяца как пастуха звёзд. При этом прослеживается известный многим индоевропейским народам миф о том, что Месяц состоял в браке с Солнцем. Учитывая то, что Солнце - это небесный образ Великой Матери, интересно наблюдать соответствие этому поверью в обряде, согласно которому рядом с последним пучком колосьев на борозде ставили Бабу - последний сноп, олицетворение Лады.
Как уже было сказано выше, чтился Велес и покровителем умерших предков, который управляет загробным миром. Поэтому Велес, будучи покровителем богатства, домашнего благополучия и одновременно заведуя миром мёртвых, был, судя по всему, чем-то вроде верховного домового.
Бог-патриарх, старейшина общины божеств, олицетворявший (в отличие от ночного Велеса) светлое дневное небо, звался у древних индоевропейцев deiwo. При этом, как уже было сказано выше, только иранцы и славяне дивами называли злых духов, а бога дневного неба называли другим словом, происходящим от индоевропейского «бхагос».
Другим именем бога у славян было «Род». Род был не просто могущественным существом, супругом Великой богини Лады, сменившим Велеса, но и носителем моральных, культурных, этических норм. Эти нормы были довольно-таки христианскими (доброта, справедливость, честность).
“Новые религии”
В XIX и особенно XX вв. возник ряд новых вероисповеданий, в большинстве случаев синтезировавших положения существова-вших до этого религиозных учений. Одной из таких основанных в XIX в. “новых религий”, как их позже стали называть, был ба ...
Общая характеристика религии эпохи неолита
Несмотря на сравнительное обилие памятников, несмотря на наличие этнографических параллелей (о них речь пойдет ниже), религиозные верования людей неолита остаются для нас неясными. Возможно, что почитание женского божества было связано с ...
Брахманизм
Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очеред ...