Пантеон славянских боговСтраница 2
Род был типичным для индоевропейских народов представителем верховного, космического, всеобъемлющего бога. Как и его индийский, иранский, римский аналоги, он изображался четырёхликим, что олицетворяет четыре стороны света, имеел три слоя по вертикали (небо, землю и преисподнюю). Кроме того, бог был и повелителем времён года. Он - сила, которая пронизывает всю вселенную, оплодотворяет землю, дающая всему живому энергию и силу. Одним из наиболее знаменитых изображений этого верховного бога у славян является Збручский идол, на котором все вышеописанные характеристики нашли своё отражение.
В борьбе за мировое господство Роду противостоит другое могущественное божество - его брат Чернобог. Как и его светлый антипод, Чернобог является старейшиной своего племени, отцом семейства тёмных божеств, супругом Бабы-Яги. Он богат, но богатство его никому не приносит добра. В ряде случаев он даже может помочь людям, но всегда за определённую плату, часто связанную с нарушением морально-этических устоев. Для него характерно не распространение благоденствия, а наоборот, он сеет бесплодие, смерть и холод. Это трёхголовое божество, иначе называвшееся Триглав или Троян. Три головы символизировали власть над тремя мирами (небесный мир, земной и подземный). То есть, этот персонаж выступает как соперник, конкурент Рода за власть над вселенной, а община, главой которой он является - это противоборствующая светлой плеяде земледельческих божеств община, носительница противоположных моральных ценностей.
Бог ветров, Стрибог (Пантелей, Касьян, Вий, Соловей-разбойник), был очень неоднозначным персонажем в древнеславянской мифологии. Это связано с тем, что ветры могли принести нашим предкам как полезные дождевые тучи, от котоырх зависит урожай, так и губительные стихийные бедствия, грозившие уничтожить не только посевы, но и нанести много другого вреда.
В некоторых местах, например, в Вологодской губернии, Касьяна (святой Касьян Немилостивый) прямо признавали врагом всего человеческого рода. Там ходила легенда о том, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двенадцати цепях, за двенадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и скотину мор (моровое поветрие). Злые (губительные) ветры славяне, подобно иранцам, считали чудовищем, врагом громовника. Недаром в былинах об Илье-Муромце, который отождествлялся с Ильёй-пророком, Соловей-разбойник, убивающий всё живое своим свистом, может быть побеждён только Ильёй-Муромцем. Благой же стороной Стрибога выступает обычно Пантелей или Погода.
Первочеловек, небесный кузнец и земледелец Сварог - не только культурный герой, но и божество космического, вселенского масштаба. У него есть сын Даждьбог, бог Солнца. При Свароге с неба упали клещи, и после этого люди стали ковать оружие. Кроме того, Сварог являлся учредителем моногамного брака на земле и сурово карал его нарушителей.
Перуна, бога-громовержца, многие знают из школьных учебников как верховного бога в пантеоне славян. Но на самом деле, главным богом его почитали в основном представители воинского сословия. До того, как это сословие стало главным в жизни племени, верховным богом был, как уже говорилось выше, Род.
О родословной Перуна известно немного. Учитывая тот факт, что в народе его отождествляли с Ильёй-Муромцем, который был сыном пахаря, а в белорусском варианте - кузнеца, можно предположить, что его отцом был Сварог. Таким образом, Перун был братом Даждьбога. Перуна в народе боялись и не любили за суровость, но почитали за справедливость. В общине славянских богов он был князем-воеводой, который постепенно прибирал к своим рукам верховную власть.
Одним из самых любимых в народе богов был бог Солнца, Даждьбог. Это справедливое божество, даже суровое, но не жестокое. Можно сказать, это - своего рода рыцарь Света и Правды, защищающий их в земном мире, не дающий ему обратиться в страну Чернобога. Он является первым царём и предком людей. В общине богов ему отведена роль подручного в дружине Перуна.
Третьим из сыновей Сварога был Ярила, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, а также сексуального начала. Ярила, в отличие от Перуна и Даждьбога, далеко не образец добродетели и не суровый каратель грешников. Ему не чуждо стремление к разгульному и необузданному веселью. Но в случае надобности он способен и пойти на серьёзные жертвы ради других, вплоть до того, чтобы отдать жизнь. При этом он всегда потом воскресает. В жизни славянских богов ему отведена роль воина, а также пастуха, земледельца или охотника, и на верховную власть он не претендует.
Связующим звеном между злой и доброй общинами богов была богиня смерти и весны Морана. Её долгом было забирать у людей жизнь, однако одновременно она выступала и как хранительница, подательница здоровья и бессмертия. Матерь Мораны - Кострома, её мужья - светлый Даждьбог и тёмный Чернобог. Таким своим промежуточным положением между двумя мирами она обеспечивала и подчёркивала единство и связь между двумя божественными общинами.
Праздники и посты.
Важное место в православном культе занимают пра
здники и посты
. В церковных календарях каждый день связан с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Во главе праздничного круга Русской православной церкви — пас ...
Реликты культа медведя, бытовавшего прежде у бурят, прослеживаются на
материалах по традиционной охоте.
Охотились на медведя поздней осенью и зимой обычно одновременно с промысловой добычей других пушных зверей. Любопытно, что у тункинских бурят существовало поверье: если охотнику во сне привиделось, что он убил человека, это предвосхищает ...
Культура древней Руси
Основой любой древней культуры является письменность. Славянская письменность существовала задолго до появления на Руси христианства. Однако христистианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. Кадры п ...