Телесная смерть и бессмертие душиСтраница 1
Идея бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. …Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные восточные учения. Но это не означает, что Они признают личное бессмертие. Душа как невещественная субстанция сохраняется для вечности, но она спасается как некая голая схема; неповторимый рисунок человеческой личности при этом неизбежно распадается. Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции – оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека. Священное Писание нам говорит, что Бог не сотворил смерти: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть…" (Прем. 2, 23-24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смерть не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Блаженный Августин говорит, что человек не умер бы, если бы не согрешил. С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви.
В Священном Писании говорится о смерти как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую.
Апостол Павел о телесной смерти сказал: "…когда земной наш дом, эта хижина, разрушится мы имеем от Бога жилище на небесах…" (2 Кор. 5, 1), или "имею желание разрешиться и быть со Христом…" (Флп. 1, 23), или "…время моего отшествия настало" (Тим. 4, 6).
В Священном Писании указывается на невозможность уничтожения души, например: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…" (Мф. 10, 28). Священное Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего воскресения.
Интересно представление о посмертной участи души. После смерти каждая душа идет на частный суд. Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Священном Писании Ветхого Завета в книге Иисуса, сына Сирахова (11, 26-27) о частном суде говорится: "Легко для Господа – в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине человека открываются дела его". В Новом Завете сказано: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27) [5, с. 264].
В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в "Слове о исходе души" святителя Кирилла Александрийского и в "Повествовании о воздушных мытарствах" блаженной Феодоры, которое содержится в житии Василия Нового.
Приведем частные положения о мытарствах на основании повествований Предания:
По разлучению души от тела ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые – к месту мучений. "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…"(Лк. 16, 22); безумному богачу было сказано: "…безумный! В сию ночь душу твою возьмут от тебя…"(Лк. 12, 20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском тексте стоит не "возьмут", а "истяжут", т.е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи - И.П.). В конечном счете, мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил…
По словам преподобного Симеона Нового Богослова, душа, ставшая достойной участвовать в Божией благодати, освящает все свое тело, ибо именно она сохраняет его, присутствуя во всех его членах. Так же как благодать Духа Святого овладевает душой, так и душа овладевает телом. Но покуда душа соединена с телом, Дух Святой не возвышает во имя собственной славы вообще все тело, ибо необходимо, чтобы душа являла свою волю до самого конца земной жизни. Когда наступает смерть, а душа отделяется от своего тела и, победоносная, получает в награду венец славы, тогда благодать Духа Святого овладевает всем телом, равно как и душой. Тогда останки святых творят чудеса и исцеляют болезни.
Христианство в современный период
Современное христианское возрождение. Вопреки всем этим трудностям христианство сегодня переживает период подъема. На это указывает целый ряд бесспорных признаков.
1. Продолжается распространение христианства во всем мире. Несмотря на де ...
Влияние мессианских надежд на Мухаммада.
Таким образом, евреи находившиеся среди арабского населения в городах Мекка, Медина и в близлежащих окрестностях, где Мухаммад сталкивался с их учением и с их мессианскими ожиданиями, могли повлиять на его понимание о роли Мессии, как Гря ...
Богослужения
1. Богослужения совершаются каждое воскресенье по образцу простой реформатской службы и сопровождаются пением хора. Схема такова: песнь, вступительная молитва, хор, проповедь главного апостола на библейский текст, хор, вторая проповедь, е ...