ВведениеСтраница 3
Среди исследователей ирландской литературы [4]распространена следующая классификация, включающая в себя самые различные произведения, подразделяемые на 4 группы:
1. Мифологический цикл
2. Героический (или уладский) цикл
3. Цикл Финна
4. Исторический цикл
В самих ирландских источниках встречается и классификация другого типа. Она делит произведения в зависимости от их сюжета: «разрушения», «похищения скота», «сватовства», битвы», «пиры», «приключения», «похищения и тайные бегства», «резни», «набеги», «видения», «любовные истории», «военные походы», «вторжения». [5]
«Похищение» обладает рядом особенностей, которые важны не только для характеристики самого источника, но и для правильного и адекватного осмысления материала эпоса. Первостепенной задачей является выяснения двух вопросов, связанных со «временем» источника:
1. Когда и при каких обстоятельствах было составлено и когда было записано «Похищение», в рукописях какого времени оно нам известно?
2. Реалии и особенности какого времени отражает непосредственно сам материал источника?
Необходимость ответа на первый вопрос представляется абсолютно понятной. По мнению С.В. Шкунаева [6], «жизнь саг в рукописной традиции началась около VII века. События, о которых в них повествуется, помещались самими ирландцами на рубеже нашей эры, т.е. отстоят от указанной даты на семь столетий. Появление устных сказаний об этих событиях большинство ученых, исходя скорее из здравого смысла, чем из надежных доказательств относят к II – IV вв.» Воспользуемся данными того же исследователя для выявления рукописей, в которых известно «Похищение». Представим их в виде таблицы [7]
Номер версии саги |
Название рукописи |
Датировка рукописи |
1. |
Книга Бурой Коровы (названа так из-за своего переплета) |
Ок. 1100 г. |
2. |
Лейнстерская Книга, манускрипт из Королевской Ирландской Академии СVIЗ |
Вторая половина XII в. |
3. |
Рукописи Egerton 93, H.2.17 |
Совсем поздняя |
Точка зрения братьев Рис по данному вопросу немного иная. Они склонны подчеркивать, что «Похищение» базируется на письменной версии IX века, возникновение же сюжета относят к концу VII в. [8]
Ответ на второй вопрос не менее важен: ведь от него, по сути, зависит понимание того, о мировоззренческих представлениях какого периода мы говорим. Однако здесь возникает немало трудностей. Главная из них связана с тем, что, как отмечают исследователи, ни данные археологии, ни смутные свидетельства анналов не могут гарантировать нам правильность однозначного ответа на этот вопрос. Это обстоятельство в свою очередь привязано к специфике ирландской литературы, которую М. Диллон и Н.К. Чедвик характеризуют как архаизм ирландской традиции[9]. С.В. Шкунаев, в свою очередь, добавляет мысль о том, в случае отсутствия резкого разрыва между различными культурными пластами материал прошлого может максимально использоваться в произведениях совершенно другого времени [10]. Все это приводит к тому, что приходиться констатировать следующее. Реалии, о которых свидетельствуют саги, по сути, относятся ко времени расцвета кельтов (латенской эпохе железного века), которые используются при их написании около VII в. Грубо говоря, мы будем вести речь о представлениях о мире древних ирландцев, которые можно отнести к VII в.
Духовная реакция Церкви на современные вызовы
С появлением новых вызовов, Бог Духом Святым дает Церкви вырабатывать иммунитет против них, чтобы сохранить общество от морального разложения и чтобы Церковь могла устоять под напором новых концепций греха.
Наше присутствие на земле, как ...
Оценка деятельности Новоапостольской Церкви
Хотя НАЦ исповедует веру во Святую Троицу и Иисуса Христа как Сына Божия, ее нельзя рассматривать как традиционную Христианскую Церковь. Среди западных религиоведов нет единого мнения: считать ли НАЦ христианской конфессией или сектой. Но ...
Ганеш
Бог мудрости и успеха. Его также называют богом препятствий (Виг-хпешвара). Это божество с головой слона очень популярно у индуистов. Существует много храмов Ганеши, в том числе придорожные храмы. Господа Ганешу также изображают при входе ...